НПЗ получат больше компенсаций

Правительство России согласовало корректировку Налогового кодекса с целью увеличения выплат нефтяникам за сдерживание цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке по демпферному механизму, пишет РБК со ссылкой пресс-службу правительства и чиновника, знакомого с итогами совещания 10 февраля.

Демпферный механизм начал работать с 2019 года — в случае роста экспортных цен на нефть нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получают компенсацию (отрицательный акциз), при низких экспортных ценах они сами платят в бюджет. Периодическая корректировка демпфера необходима для стабилизации рынка на фоне роста цен на автомобильное топливо.

Формулой демпфера предусмотрена индикативная цена на бензин и дизельное топливо, это оптовая цена, которую устанавливает правительство. В 2021 году индикативная цена на бензин была снижена на 4 тысячи рублей, до 52 300 рублей за тонну. Планировалось, что она будет частично восстановлена с 1 января 2022 года.

На совещании в правительстве решили сохранить темп индексации индикативной цены в 2022 году, заложенный в Налоговом кодексе, — на 5,5%, до 55 200 рублей за тонну, рассказали изданию два собеседника, знакомые с корректировками. Размер компенсации НПЗ будет повышен с 68% до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин.

В правительстве отметили, что законопроект с новыми параметрами демпфера внесут в Госдуму, он может вступить в силу с апреля. По оценке экспертов KPMG, ускоренное принятие поправок в демпферный механизм может принести нефтяникам дополнительно 200–300 млрд рублей компенсаций.

В случае вступления в силу корректировок демпфера в 2022 году с апреля правительство поможет бизнесу независимых владельцев АЗС, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. «Сезонный рост оптовых биржевых цен на топливо в этом случае не будет резким и скачкообразным, что поможет независимым АЗС создать нужные запасы бензина и дизеля, избежать их дефицита и не разориться весной и летом», — сказал он.

По оценкам экспертов НТС, рост оптовых цен на топливо традиционно начинается весной с сезоном ремонтов на НПЗ, а их пик приходится на май—июнь. Розничные цены догоняют оптовые через две-четыре недели, нефтяники их сдерживают на своих АЗС в пределах инфляции, а независимые владельцы — из-за угрозы потерять клиентов. В результате владельцы АЗС терпят убытки. Резкий рост оптовых цен выше индикативных грозит нефтяникам невыплатой демпфера, поэтому они будут стараться не допускать таких случаев, добавил Гусев.

Отметим, что в 2021 году розничные цены на бензин в России выросли в среднем на 8,8%, незначительно превысив темпы годовой инфляции (8,39%), согласно данным Росстата. Годовая инфляция в России в январе 2022 года ускорилась до 8,73% против 8,39% в декабре 2021 года.

Recent Posts

Минэнерго выступает за точечную настройку базы по майнингу

Правительство России утвердило перечень из регионов и территорий, где майнинг запрещен с 1 января 2025…

3 дня ago

Суд отложил иск Генпрокуратуры к Shell

В декабре 2024 года суд решил рассматривать иск в закрытом режиме

4 дня ago

Европа бьет рекорды по импорту СПГ 

Ранее «Газпром» предрекал Европе трудности при заполнении хранилищ к зиме

4 дня ago

Япония и Южная Корея покупают СПГ с проекта «Сахалин-2»

Он напомнил, что японские компании не вышли из проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»

4 дня ago

Путин продлил запрет на поставку нефти по потолку цен

Указ об ответных мерах на потолок цен вступил в силу 1 февраля 2023 года и…

4 дня ago

SOCAR договорилась с немецкой SEFE о поставках газа 

Поставки начнутся уже в 2025 году

5 дней ago