Ученые Томского политеха разработали технологию получения автомобильных бензинов из газовых конденсатов. По их словам, полученные бензины удовлетворяют всем требованиям современных стандартов и не уступают по качеству реализуемым на АЗС. Результаты исследования опубликованы в журнале ChemEngineering.
Исследователи Томского политехнического университета (ТПУ) объяснили, что природный газ, прежде чем применяться в быту, проходит стадию подготовки, в результате которой получаются собственно товарный газ и различные побочные продукты. Например, стабильные газовые конденсаты – легкие и при определенных условиях жидкие углеводороды.
«Наша страна – лидер по запасам и добыче природного газа, что обеспечивает большой объем побочных продуктов. В то же время рационального использования стабильных газовых конденсатов сейчас нет. В лучшем случае их добавляют в нефть, в худшем – сжигают. Наша разработка позволит из многотоннажного побочного продукта получать продукт с высокой добавленной стоимостью», – рассказала доцент отделения химической инженерии ТПУ Мария Киргина.
Она добавила, что разработанная технология универсальна для стабильных газовых конденсатов различного состава, поэтому актуальна для всех стран-производителей природного газа.
Ученым ТПУ удалось получить из газовых конденсатов компоненты автомобильных бензинов путем переработки газоконденсатных жидкостей на цеолитном катализаторе с учетом влияния размера частиц катализатора, технологических параметров процесса и состава сырья. Также были разработаны готовые рецептуры смешения бензинов.
«В качестве возможного аналога рационального использования стабильных газовых конденсатов можно, наверное, рассматривать их использование в качестве сырья для нефтехимии. Однако в случае с РФ это маловероятно, месторождения, как правило, находятся на отдаленных территориях и возможности транспортировки такого сырья на нефтехимический завод нет», – рассказал соавтор разработки, ассистент отделения химической инженерии ТПУ Илья Богданов.
Технология сразу разрабатывалась как малотоннажная, позволяющая производить бензин непосредственно на месторождении и покрывать им собственные нужды, а также реализовывать в близлежащих населенных пунктах, уточнил еще один участник исследования инженер Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Андрей Алтынов.
Он добавил, что важной особенностью технологии является использование отечественных катализаторов, что делает разработку импортонезависимой.
Как отметили в Томском политехе, сейчас проект полностью реализован в лабораторных условиях, и дальнейшая задача научного коллектива – переход на пилотную установку и создание полномасштабной технологии.
Исследование поддержано грантом Российского научного фонда.
В октябре в ходе встречи с президентом России глава Росатома сообщил, что атомный заказ, в…
Доля электрокаров занимала в 2024 году на рынке Испании всего 5,6%, это намного ниже среднего…
Также в докладе сказано, что доля газовой генерации электроэнергии продолжает снижаться уже пятый год подряд,…
В интервью NPR в ноябре нынешний советник американского лидера по национальной безопасности Майк Уолтц предлагал…
Ранее FTC обвиняла Шеффилда в попытке ценового сговора с ОПЕК
Соглашение, рассчитанное на два года, направлено на проведение углубленного исследования с целью оценки нефтяных ресурсов…