Почему нефтегазовым компаниям важно мониторить социальные сети

Партнер агентства Digital Guru Ольга Соколова специально для Gas&Money

К сожалению, несмотря на строгие требования безопасности, аварии на производственных предприятиях все же случаются. Обычно ЧП заводах и крупных промышленных производствах обсуждаются очень бурно, что может привести к репутационным рискам и даже крупными финансовым потерям. Однако предотвратить это или уменьшить ущерб помогает грамотная работа с соцсетями — именно через них СМИ, как правило, и узнают о подобных инцидентах. Как действовать в случае аварии и какую использовать тактику?

Пожар на заводе Газпрома в Новом Уренгое, утечка дизельного топлива в Норильске, инцидент на Амурском ГПЗ — наверняка вы слышали хотя бы об одном из этих происшествий. И это не считая того, что две из этих трех аварий произошли всего в течение последних 3 месяцев! Хотя многие из нас понимают, что невозможно избежать всех производственных опасностей и рано или поздно неприятные инциденты случаются, это не помогает избежать последствий —  компаниям все равно приходится отвечать за свои ошибки как перед общественностью, так и перед клиентами. И чем дольше не предпринимается никаких действий по антикризисному реагированию, тем сложнее потом компаниям.

Однако есть и другая сторона. Чем быстрее и грамотнее компании начинают взаимодействовать с общественностью, тем меньше для них последствий и проще вся ситуация. Ключевое во всем этом — «взаимодействие с общественностью». Именно благодаря пользователям соцсетей и участникам локальных пабликов разгораются скандалы, а новости о производственных авариях выносятся на общенациональное обсуждение. Поэтому самое время начать использовать соцсети себе на благо.

Что такое мониторинг социальных сетей

Мониторинг социальных сетей — это ручной или автоматический поиск упоминаний компании (или конкретного инцидента в случае такой необходимости) в социальных сетях и блогах, а также их дальнейшая обработка и анализ собранной информации. Мониторинг позволяет на ранних стадиях обнаружить очаги информационных утечек и обсуждений, тональность сообщений, настроение общественности и главные их опасения — именно с его помощью можно быстро находить резонансный контент в местных сообществах и реагировать на него. В дальнейшем это также позволит правильнее выстраивать коммуникацию с более широкой публикой.

За счет высокой скорости распространения информации, социальные сети становятся стратегически важным инструментом — критика, и тем более информация о крупных чрезвычайных происшествиях моментально расходятся по релевантным сообществам. И потому всплеск негатива в адрес компании, где произошло ЧП, всего за несколько часов может превратиться в настоящий информационный взрыв. При этом, чем серьезнее инцидент, тем быстрее будет нарастать напряженность. А потому чем раньше вы начнете устранять негатив в соцсетях, тем более эффективно и менее затратно это выйдет.

Мониторинг соцсетей можно вести не только по упоминаниям конкретных ключевых слов (например, названий компаний), но и вообще по всему, что люди пишут в интернете. Для нефтегазовых компаний и крупных производственных предприятий будет полезным отслеживать комментарии, посты и записи, которые появляются в городских пабликах в соцсетях в городе, в котором находятся их объекты.

Зачастую у компаний есть производственные площадки, расположенные в небольших населенных пунктах или же рядом с ними. И часто эти производственные площадки важны для этих городов — значительная часть населения либо работает на этих объектах, либо связана с ними. При этом сами города могут быть удалены, и информация из них поступает не так быстро. И тогда мониторинг социальных сетей становится стратегически полезен: он поможет, например, быстро узнать о ЧП или он о настроениях в городе. Также благодаря нему представители компании смогут получить наиболее объективное мнение на вопрос отношения местного населения к компании – а это будет полезным при формировании PR-стратегии или HR-бренда.

Чем важен мониторинг соцсетей для добывающих компаний

Рассмотрим, чем может быть полезен мониторинг социальных сетей на примере хорошо известных нам происшествий.

Катастрофа в Норильске, где произошла утечка 21 тысячи тонн дизельного топлива. Происшествие произошло 29 мая 2020, однако краевые власти начали реагировать только спустя два дня, а в федеральные СМИ история попала и вовсе 3 июня. В местных же пабликах в ВКонтакте уже в первый день инцидента появились «охватные» посты с описанием масштабов аварии, а к 31 мая, то есть к моменту первого упоминания утечки в СМИ, их количество только увеличилось.

Использование мониторинга местных сообществ в социальных сетях позволило бы получить полную картину и оценить реальный размер ущерба быстрее, а значит, у компании было бы больше времени на разработку стратегии антикризисного реагирования.

Другой пример – более недавний и очень актуальный. ​​Пожар на заводе Газпрома в Новом Уренгое. Несмотря на то, что в результате произошедшего погибших и пострадавших не было, поставки газа из России в Европу сократились. Так, после сообщений о пожаре прокачка газа по газопроводу Ямал-Европа снизилась вдвое, с 1,9–2,1 млн до 1 млн куб. м в час.

Первые сообщения в СМИ о пожаре начали появляться утром 5 августа 2021, тогда как городские сообщества в социальных сетях делились со своими подписчиками о произошедшем уже за несколько часов до этого – одно из первых упоминаний зафиксировано в 2:26 по московскому времени. Пользователи активно обсуждали инцидент и выкладывали фото и видео с места происшествия.

Несмотря на то, что в данном случае от момента появления резонансного контента в соцсетях до появления новостей в федеральных СМИ прошло всего несколько часов, критически важный контент появился раньше всего именно в социальных сетях. И мониторинг этих площадок в случае чрезвычайных обстоятельств очень помогает для антикризисного реагирования. Ведь в таких ситуациях крайне важным фактором становится время: чем быстрее компания получает информацию о том, что происходит на объекте и каков реальный масштаб случившегося, тем больше у нее времени на разработку стратегии реагирования и ее дальнейшую имплементацию. Счет идет буквально на минуты. Фора даже в несколько часов может иметь огромное значение – компания лучше подготовится, сориентирует спикеров, свяжется с журналистами, начнет общаться с местными органами власти и прочее.

Мониторинг социальных сетей помогает изучать настроения общественности и в спокойной обстановке. В таком случае это будет полезным инструментом для анализа общественного мнения и последующего влияния на него – в долгосрочной перспективе. Так, например, можно измерять отношение местных жителей к компании и ее деятельности, изучать определенные аспекты этого отношения или сегментировать аудиторию. В дальнейшем эти данные помогут как для воздействия на общественное мнение, так и непосредственно для улучшения самой компании – собранная информация поможет, что нужно скорректировать в социальных проектах предприятия или компании.

Recent Posts

«Газпром» за год продал недвижимость на 20 млрд рублей

Самой крупной сделкой стала продажа Газпромбанку имущественного комплекса ОЧУ «Газпром школа»

17 часов ago

Венгрия увеличила закупку трубопроводного газа РФ

ЕС в апреле импортировал российский трубопроводный газ на €383 млн

19 часов ago

Росатом выбран лидером консорциума по строительству АЭС в Казахстане

У Казахстана и России давние стратегические связи, в том числе в атомной сфере

1 день ago

На Севморпути могут запустить подводные газовозы

Северный морской путь — судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике

1 день ago

Минэнерго выступает за точечную настройку базы по майнингу

Правительство России утвердило перечень из регионов и территорий, где майнинг запрещен с 1 января 2025…

6 дней ago

Суд отложил иск Генпрокуратуры к Shell

В декабре 2024 года суд решил рассматривать иск в закрытом режиме

6 дней ago