- Аналитика, Главное

Россия может упустить «окно возможностей» на рынке СПГ

Россия может упустить «окно возможностей» на растущем рынке сжиженного газа, если российские компании не адаптируются к быстро меняющимся условиям в этой отрасли, считают аналитики энергетического центра бизнес-школы «Сколково». В своем докладе «Трансформирующийся глобальный рынок СПГ: как России не упустить окно возможностей?» директор центра Татьяна Митрова и аналитик Александр Собко делают акцент на то, что рынок СПГ становится все более глобальным и похожим на нефтяной рынок, и крупнейшие игроки должны бороться за снижение издержек, если хотят занять рыночную нишу в 2020-х годах.

«Рынок в условиях нарастающей конкуренции просто вынужден становится более гибким: короче контракты, меньше их объемы, отменяется destination clause, уход от чисто нефтяной привязки в ценообразовании», — перечислила Татьяна Митрова, представляя результаты исследования в ходе Национального нефтегазового форума. По ее мнению, есть три основных фактора, влияющих на состояние рынка СПГ: спрос, предложение и изменение рыночных «правил игры».

До сих пор спрос на СПГ обеспечивали, в основном, развитые страны, такие как Япония, Южная Корея и страны ЕС, теперь же, благодаря увеличению числа плавучих терминалов регазификации (FSRU), на рынок могут сравнительно легко и с небольшими инвестициями выйти развивающиеся страны. Именно на них в 2017 году пришлось 75% прироста потребления СПГ. Такие страны имеют нетипичные и непредсказуемые источники потребления, которые зависят от климатических и экономических особенностей государства.

Что касается предложения, то в прошлом был один крупный производитель СПГ — Катар. Сейчас на рынок выходят Австралия, США и Россия — три серьезных игрока, сопоставимых по объему потенциального производства. За счет этих производителей предложение СПГ к 2020 году увеличится на 50%, что приведет к сильной конкуренции. Многие аналитики прогнозируют переизбыток товара на рынке, однако рост спроса за счет Китая и других развивающихся стран может существенно сократить этот избыток.

Таким образом, эксперты заключают, что в нынешних условиях спрос и предложение СПГ практически невозможно прогнозировать. «Спрос на СПГ ни наши аналитики, ни иностранные – никто прогнозировать не научился. Неопределенность, связанная с ним, становится неотъемлемой чертой этого рынка», — заметила Татьяна Митрова.

Так, еще несколько лет назад абсолютное большинство аналитиков считали, что с 2015 года на рынке возникнет профицит СПГ из-за выхода новых проектов в Австралии, который только усугубится в 2017-2020 годах из-за ввода СПГ-заводов в США. На деле, как отметила Татьяна Митрова, в 2017 году переизбытка на рынке СПГ не было, в 2018 году его также не будет (в том числе за счет роста импорта со стороны Китая), в 2019-2022 годах будет небольшой профицит, но «избыток, который видно на графике, в реальной жизни все равно сбалансируется за счет (снижения) цены».

Одним из основных направлений рынка СПГ, которое меняет “правила игры”, эксперты назвали развитие портфельных игроков — это крупные нефтегазовые компании, которые выступают одновременно инвесторами в СПГ-заводы и трейдерами, в том числе имея крупные контракты на покупку СПГ. Инвестируя одновременно как в добычу газа и производство СПГ, так и в сегмент downstream, такие компании снижают риски убытков в случае резких колебаний цен на СПГ и оптимизируют транспортные затраты. Как заметила Татьяна Митрова, в ближайшей перспективе «сформируется набор очень крупных игроков с глобальными портфелями, и если сейчас в этот клуб не войти, то дальше это будет практически невозможно сделать».

«В этих условиях Россия должна искать новые возможности для радикального повышения эффективности, сокращать затраты, внедрять новые технологии и оптимизировать логистику, а также создавать новые рынки», — считает Татьяна Митрова.

По мнению экспертов «Сколково», для развития СПГ-индустрии в России необходимо сотрудничество крупнейших российских игроков —  «Газпрома», НОВАТЭКа и «Роснефти», прежде всего по проектам локализации производства оборудования для СПГ-заводов. При этом «Газпром» очень настороженно относится к попыткам НОВАТЭКа и «Роснефти» развивать производство СПГ, поскольку опасается, что этот газ попадет на его традиционный европейский рынок и составит конкуренцию собственному газу «Газпрома». «Газпром» будет конкурировать в Европе с СПГ со всего мира: наличие еще одного поставщика из России или отсутствие его серьезным образом ситуацию не поменяет», — полагает Татьяна Митрова.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *