Минфин не поддерживает предложение Минэнерго досрочно снять ограничения на импорт топлива. Запрет же на зарубежные поставки действителен с июня и до 1 октября. Причиной же моратория называлась защита внутреннего рынка.
Ведомство ожидает, что в случае досрочного снятия моратория на рынке появится недорогое топливо, большая часть из которого будет из Белоруссии. Соответственно, в России, опасается Минфин, упадет объем нефтепереработки и собранных налогов от демпфера — ведь зарубежное топливо не попадает под действие этого механизма.
Однако эксперты сомневаются в значительном влиянии таких поставок на российскую нефтепереработку, ведь белорусское производство бензина — это всего 10% от производства в РФ.
Цены же на российское топливо начали резко расти на бирже во время карантина и приостановки работы местных НПЗ. Таким образом, стоимость АИ-95 выросла до рекордных 59 тыс. руб./т. Другое же топливо, АИ-92, достигло цены в 51,5 тыс. руб./т и превысило максимум 2018 года.
Демпфер в период низких нефтяных цен уже принес значительные средства в бюджет. Так, в июле по нему поступят 36 млрд руб. Если же рассчитывать за семь месяцев, то механизм добавит 273 млрд. руб. в бюджет.
Ранее в апреле была предложена идея на запрет импортного топлива из-за обвала спроса, вызванного коронавирусными ограничениями на передвижение. Зарубежное топливо в таких условиях оказывалось дешевле, потому что с него не взимался демпфер.