- Бензин, в России, Главное, Новости

Поможет ли запрет на экспорт бензина?

Правительство поручило Минэнерго подготовить проекты актов об установлении временного запрета на экспорт «отдельных видов нефтепродуктов». Согласно протоколу совещания у вице-премьера Александра Новака от 21 апреля, бензин могут включить в этот список. Речь идет о том, чтобы в случае необходимости кабинет министров смог оперативно запретить экспорт бензина в страны за пределами ЕАЭС, сообщает газета «Коммерсант».

С начала года биржевые цены на нефтепродукты в России росли, а вслед за ними продемонстрировали рост и цены на АЗС. Участники рынка и ведомства поднимают идею запрета экспорта топлива, чтобы сдержать цены и стимулировать производителей больше поставлять нефтепродуктов в Россию.

Решение о внесении моторного топлива в перечень товаров, которые «существенно важны для внутреннего рынка» продиктовано именно стремлением стабилизировать ценовую ситуацию, считает руководитель медиа-центра Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Дмитрий Коптев.

Однако запрет экспорта, если до него дойдет дело, сможет повлиять только на оптовые цены, которые формируются на бирже и по которым топливо закупают независимые заправочные сети.

«Цена бензина в рознице регулируется негласным, но обязательным к исполнению распоряжением Минфина, согласно которому рост ограничен правилом «инфляция+», то есть прогнозная инфляция плюс налоги. В этом году это около 7%», — отмечает эксперт.

Ситуация, при которой в стране фактически регулируются розничные цены при том, что оптовые формируются на рыночной основе (биржевые торги) то и дело приводит к тому, что независимые АЗС уходят в минус по марже. Некоторые пытаются выживать за счет сопутствующих товаров, расширения продуктовой линейки за счет СУГ и СПГ/КПГ. Некоторые не выдерживают и закрываются или продают бизнес, поясняет Коптев.

На прошлой неделе Минфин и Минэнерго согласовали корректировку демпфера на нефтепродукты в надежде на то, что эта мера позволит увеличить объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам. Чиновники рассчитывают, что это позволит НПЗ устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.

«С некоторой натяжкой демпфер можно считать способом предотвращения дефицита топлива при высоких ценах на нефть. Однако, как мы уже неоднократно наблюдали, если внутренние цены на топливо не обеспечивают достаточную доходность, заводы начинают сокращать выпуск товарных нефтепродуктов, отправляя на экспорт продукты первичной переработки. Правительство такая ситуация, разумеется, не устраивает и в какой-то момент в ход снова идут нерыночные методы регулирования», — заключил Коптев.

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *