- Главное

Рынок покупателя толкает торговлю СПГ в сторону спота

Крупнейшие в мире производители сжиженного природного газа (СПГ), среди которых  Shell, Total и Petronas, все чаще продают партии сырья на спотовом рынке, не используя ресурсы конкретных проектов. Ситуация все больше напоминает «рынок покупателя», так как такие компании больше заинтересованы в спотовых закупках, чем в долгосрочных контрактах с прописанной ценовой формулой, пишет Reuters.

Перенасыщение предложением на рынке СПГ по всему миру снизило спотовые цены на СПГ более чем на 50 процентов за последние полгода, и поставщики все чаще уступают потребителям при обсуждении условий поставки. Вынужденно отказываясь от традиционных для рынка долгосрочных контрактов, производителям приходится работать в рамках более коротких сроков отгрузки без ограничений по источникам ресурсов или пункта назначения.

«Динамичное развитие, а также ликвидность рынка СПГ в купе с запросом на большую гибкость со стороны традиционных покупателей СПГ предоставляет возможности для оптимизации перевозок и торговли, а также позволяет появляться новым участникам, таким как трейдинговые компании», — сказал Саул Кавоник, руководитель энергетических исследований для Австралии в Credit Suisse.

РАСШИРЯЯ ПОРТФЕЛИ

Согласно годовому отчету, опубликованному International Group of LNG Importers, компания Royal Dutch Shell, владеющая крупнейшим в мире СПГ-портфелем, в прошлом году подписала соглашения с гонконгской CLP Power, южнокорейской SK E&S и панамской Sinolam LNG о поставках без привязки к источнику сырья.

В пул ресурсов для поставок Shell также добавляет новый австралийский проект Prelude и свой завод по производству СПГ в Канаде, который уже включает топливо из Австралии, Египта, Перу и России.

В 2018 году объем продаж СПГ в Shell составил 71,21 млн. тонн, что на 8% больше, чем в 2017. Этот рост обусловлен увеличением закупок СПГ у третьих сторон и увеличением производства СПГ на собственных мощностях, говорится в годовом отчете компании за 2018 год.

«Важно, чтобы отрасль могла снабжать покупателей СПГ на их условиях», — сказал Стив Хилл, исполнительный вице-президент Shell по маркетингу и торговле газом и энергией, на конференции в Сингапуре в марте.

Французская Total, имеющая второй по величине портфель СПГ-проектов, к 2020 году более чем вдвое увеличит свои общие поставки по сравнению с 2017 годом — до 40 миллионов тонн, и из этого объема около 65% уже будут иметь гибкий пункт назначения и будут иметь опцию перевалки, говорит компания в презентации на своем сайте.

Эти изменения на рынке происходит на фоне запуска новых проектов в России и Австралии, а также общего увеличения объемов экспорта с терминалов в США.

Малайзийская компания Petronas — производитель сырья для третьей по величине страны-экспортера СПГ в мире — также заключила ряд краткосрочных сделок в прошлом году, включая свою первую в истории сделку с Индией.

Спотовые и краткосрочные контракты составили 32% от общего объема СПГ в 2018 году по сравнению с 27% — в 2017 году и менее 20% – в 2010 году, сообщила International Group of LNG Importers в начале апреля.

НОВЫЕ ПОКУПАТЕЛИ, НОВЫЕ РИСКИ

Ожидается, что в этом году поставки СПГ вырастут на рекордные 40 млн тонн, что может привести к дальнейшему увеличению спотовых продаж.

С появлением на рынке новых покупателей их потребности быстро меняются, сказал Николас Браун, директор по газу и СПГ в консалтинговой компании Wood Mackenzie в Сингапуре.

«Новые страны-импортеры, как правило, стремятся получить СПГ быстро из-за стремительного роста количества плавучих хранилищ и станций по регазификации (FSRU), что как раз и стало причиной для их выхода на рынок. Портфельные игроки хорошо подходят для удовлетворения этой потребности», – сказал Браун.

Бангладеш и Пакистан сравнительно недавно вышли на рынок и ищут новых поставщиков, чтобы наращивать мощности.

Помимо Petronas, еще один давний поставщик СПГ, который идет по портфельному пути, — это Woodside Petroleum. В апреле австралийский производитель подписал соглашение с китайской ENN Group о продаже газа с его проекта в Скарборо.

Кроме того, российский НОВАТЭК продает 50% своих объемов из своего проекта Арктик СПГ-2 на спотовой основе, что, по данным компании, частично обусловлено появлением портфельных игроков на этом рынке.

Девелоперы также все чаще начали принимать окончательные инвестиционные решения по новым проектам, не принимая во внимание, есть ли у компании долгосрочные соглашения о продаже сырья или нет.

В октябре прошлого года Shell решила продолжить реализацию своего проекта по производству СПГ в Канаде стоимостью $30 миллиардов с небольшим количеством заявленных покупателей, в то время как Exxon Mobil Corp и Qatar Petroleum взяли на себя обязательство реализовать свой проект Golden Pass LNG в Соединенных Штатах, не привязывая покупателей к общему объему.

Но такой подход потенциально подвергает проекты новым ценовым рискам, и некоторые портфельные игроки могут попытаться смягчить эти риски путем увеличения торговли на спотовых рынках и покупки или продажи грузов с использованием альтернативных ценовых формул.

«Переход от долгосрочных контрактов типа take-or-pay к портфельному предложению увеличивает риски для спонсоров проекта и повышает вероятность избыточного предложения», — отмечают аналитики Bernstein в апреле.

 

Надежда Астам

 

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.