- Главное, Новости

Власти ЯНАО обсуждают с «Газпромом» и РЖД концессию по ж/д линии к Сабетте

Власти Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) обсуждают с «Газпромом» и РЖД вопрос о реализации на условиях концессии проекта по строительству линии к Сабетте, где расположен порт и строится крупнейший в РФ завод по производству сжиженного природного газа.

«Наша следующая задача — привести железную дорогу в Сабетту. Это особый центр развития Арктики сегодня. Безусловно, главный центр развития Северного морского пути (СМП). Уверен, что этот проект мы сделаем», — передает «Интерфакс» заявление временно исполняющего обязанности губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, сделанное на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Д.Артюхов напомнил, что правительство РФ утвердило концессию по Северному широтному ходу (СШХ). «Наконец-то мы подошли к тому моменту, когда у нас есть все, чтобы опережающе этой зимой начать строительство самого сложного, важного элемента — моста через реку Обь», — отметил врио главы ЯНАО, добавив, что ведется соответствующая работа с инвестором.

Мост будет совмещенным. «Железнодорожная часть нужна для экономики, а автомобильная имеет большую социальную нагрузку, потому что на двух берегах находятся два города, исторически связанные», — сказал Д.Артюхов.

Создание СШХ (линии Обская-Салехард-Надым) призвано сократить протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Баренцева и Карского морей, а также обеспечить развитие Арктики.

Предполагается, что основные участники — РЖД, «Газпром» и ЯНАО — профинансируют реконструкцию объектов собственной железнодорожной инфраструктуры, а строительство новых объектов выполнит концессионер. В частности, газовая монополия создаст «дочку», которая завершит прокладку и обеспечит ввод в эксплуатацию своей железнодорожной линии Надым-Пангоды (104 км).

Концедентом от РФ выступит Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ. Концессионное соглашение будет действовать до 31 декабря 2052 г. Вложения всех участников проекта в течение 5 лет Минтранс РФ оценивает в 235,9 млрд руб. Помимо расходов концессионера в 113,1 млрд руб., расходы РЖД, как ожидается, составят 105,5 млрд руб., «Газпрома» — 17,4 млрд руб. Строительство СШХ запланировано на 2018-2023 гг.

Недалеко от Лабытнанги начинается линия Обская-Бованенково-Карская, уходящая на север в центральную часть полуострова Ямал. Линия построена «Газпромом» для связи с Бованенковским нефтегазоконденсатным месторождением.

От Бованенково к Сабетте планируется построить новую железнодорожную линию. В конце 2015 г. стало известно, что ее будет строить «ВИС Трансстрой», входящий в группу «ВИС».  Однопутная ветка протяженностью более 170 км будет иметь статус необщего пользования и обеспечит выход грузов на СМП. В будущем, как ожидается, она станет заключительным звеном СШХ.

Объем инвестиций оценивался более чем в 113 млрд руб. В 2017 г. бывший министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что проект предполагается осуществить на принципах частно-государственного партнерства. Ранее Д.Артюхов говорил, что проект строительства линии непростой, есть интересы и «Ямал СПГ», и «Газпрома», владеющего линией Обская-Бованенково.

Завод завода по сжижению природного газа в Сабетте строится тремя очередями по 5,5 млн т СПГ в год. Ресурсной базой является Южно-Тамбейское месторождение. В начале августа «Ямал СПГ» запустил в эксплуатацию вторую очередь завода по сжижению природного газа, состоялась отгрузка первой танкерной партии со второй линии. Линия работает с проектной производительностью 5,5 млн тон в год. Первая очередь была введена в декабре 2017 г., третью предполагается запустить в конце 2018 — начале 2019 гг., в конце 2019 г. — еще одну. Акционерами «Ямал СПГ» являются «НОВАТЭК» — 50,1%, французская Total — 20%, китайская CNPC — 20%, китайский Фонд «Шелковый путь» — 9,9%.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *