- Новости

Белорусские нефтепродукты неохотно переключаются с Прибалтики на РФ — РЖД

«Российские железные дороги» (РЖД) приняли исчерпывающие меры для переключения белорусских нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские, но пока объемы перевозок символические, передает «Интерфакс» сообщение компании.

В 2018 г. перевезено всего порядка 300 тыс. тонн, сообщил директор РЖД по коммерческой деятельности Алексей Шило. «Есть скидка и на груженый рейс, и на порожний. РЖД не имеют возможности давать ее в большем размере», — сказал он, отметив при этом, что «даже комплексная ставка с учетом перевалки в российском порту сейчас более выгодная, чем в Латвии».

Как сообщалось ранее, РЖД ввели на 2018 г. объемную 49%-ную скидку на экспортные перевозки дизельного топлива со станции Брянск-Восточный в направлении станции Автово-экспорт (Санкт-Петербург), а также возврат порожних цистерн. Станция Автово обслуживает Большой порт Санкт-Петербург. В нем, в частности, расположены активы «Петербургского нефтяного терминала», предоставляющего услуги по перевалке и хранению нефтепродуктов.

Примерно за год до этого о развитии перевозок на маршруте говорил Салман Бабаев, работавший тогда вице-президентом РЖД (покинул монополию весной 2017 г.). «Встречались с «Транснефтью». Изучаем грузопоток нефтепродуктов, который идет по трубе через Вентспилс, возможность «переключения» дизельного топлива с «трубы» по Брянску на Автово», — заявлял он в октябре 2016 г.

Советник президента «Транснефти», пресс-секретарь Игорь Демин тогда подтверждал «Интерфаксу», что компания ведет переговоры с РЖД о смешанной схеме доставки нефтепродуктов «колесо-труба».

Еще раньше глава «Транснефти» Николай Токарев сообщал, что РФ продолжает работу по переориентации поставок нефтепродуктов на экспорт через порты Прибалтики в пользу собственных мощностей. «В соответствии с поручением правительства, мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов — Вентспилса, Риги — на наши балтийские порты. Это Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск», — говорил топ-менеджер на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Если в прошлом году (2015 г.) там переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году (2016 г.) — 5 млн тонн. До 2018 г., в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», — заявлял тогда он. «Транснефть» владеет 34% в LatRosTrans, которая управляет трубопроводами Полоцк-Вентспилс и Полоцк-Мажейкяй. Еще 66% принадлежит Ventspils nafta.

При этом РЖД на период до 31 декабря 2018 г. включительно дали 25%-ную скидку к действующим тарифам на перевозки бензина, дизельного топлива и мазута в цистернах со станции Барбаров и Новополоцк (Белоруссия) в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги. Позднее она была увеличена до 50%. Вблизи станции Барбаров находится Мозырский нефтеперерабатывающий завод (у Белоруссии — 42,76% акций, у российской «Славнефти», подконтрольной «Роснефти» и «Газпром нефти» — 42,58%), вблизи станции Новополоцк — Новополоцкий НПЗ («Нафтан»).

А.Шило также заявил журналистам, что по итогам 7 месяцев 2018 г. погрузка нефтепродуктов находится на уровне того же периода прошлого года. «Мы сейчас ведем переговоры и с другими крупными нефтяными компаниями, чтобы поучаствовать в комбинированных перевозках, когда часть груз идет по трубе, потом наливается и едет дальше в цистерне», — добавил топ-менеджер. В целом сейчас, по его словам, по нефтяным грузам действует 12 тарифных решений, и прорабатываются дополнительные.

При этом А.Шило отметил, что скидки не приводят к перегрузке инфраструктуры, поскольку при их рассмотрении присутствуют и представители производственного блока компании, которые делают заключение о возможности пропуска дополнительных объемов перевозок.

Также сообщалось, что РЖД и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ дорабатывают идею биржевой торговли нефтепродуктами вместе с опцией их перевозки ж/д транспортом и хотят протестировать ее до конца года.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *