- Бензин, в России, Новости

Дизель теряет демпфер

Оптовые цены на летнее дизельное топливо по итогам торгов на СПбМТСБ перешагнули очередной рекордный рубеж. 16 августа они выросли на 1,49% по индексу европейской части России и почти достигли 67 тыс. руб. за тонну. Также выросли цены на бензин: топливо марки Аи-92 подорожало на 1,08%, до 62,4 тыс. руб. за тонну, марки Аи-95 — на 0,77%, до 69,3 тыс. руб. за тонну. Об этом пишет газета «Коммерсант»

Аналогичная динамика наблюдается и в розничном секторе. По данным Росстата, средняя цена дизтоплива на АЗС ускорила темпы роста, увеличившись за неделю с 7 по 14 августа на 0,63%, до 65,3 руб. за литр. Неделей ранее подорожание составило 0,17%. При этом с начала года дизтопливо пока подорожало всего на 1,4% (для сравнения, бензин Аи-95 — на 6,2%) при общей накопленной инфляции в 3,5%. Однако рост цен в оптовом звене заставит АЗС активнее перекладывать свои затраты в конечную стоимость топлива в ближайшие недели.

На самой бирже активный рост стоимости дизельного топлива связывают с намеченным на сентябрь снижением на 50% демпферных выплат нефтяным компаниям. Механизм субсидирования продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке призван не допустить дефицита и сильных колебаний цены в России. Бюджет компенсирует нефтекомпаниям 65% разницы между индикативной ценой внутреннего рынка (на 2023 год по дизтопливу составляет 53,85 тыс. руб. за тонну) и экспортной ценой. При этом демпфер обнуляется, если цены на внутреннем рынке более чем на 20% превышают индикативную цену – это сделано для того, чтобы нефтекомпании удерживали цены на внутреннем рынке даже в случае, если экспортные цены сильно растут.

В июле бюджет заплатил нефтекомпаниям по демпферу 110 млрд руб., в августе же из-за слабого рубля эти выплаты могут быть и выше.

Как отметил управляющий партнер «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко, помимо предстоящего снижения демпфера на стоимость дизтоплива оказывает влияние девальвация рубля, а также рост мировых котировок. «Девальвация резко повысила экспортную альтернативу, и поставки на рынок РФ менее привлекательны. Так как демпфер платится только по европейскому индексу, а он в начале месяца был на уровне 57 тыс. руб. за тонну, то мы можем прирасти еще на 5–7 тыс. руб., и нефтяники все равно получат демпфер. Потом они могут нарастить объемы и держать индекс у нужных значений»,— полагает он. 

Он также напомнил, что из России вывозится 50% произведенного дизельного топлива, так что добавить дополнительные объемы на рынок нефтекомпаниям не составит труда. Так, нефтекомпаниям уже грозит потеря демпфера по бензину, поэтому в последние дни они прилагают усилия, чтобы биржевая цена Аи-92 не превышала 62,6 тыс. руб. за тонну.

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *