План Еврокомиссии по отказу от российских энергоносителей к концу 2027 года не будет принят Евросоюзом, потому что он приведет к таким негативным последствиям, с которыми страны ЕС согласиться не смогут. Такое мнение выразил директор отдела климатической и энергетической политики будапештского исследовательского центра Szazadveg Оливер Хортай.
«Понятно, чего ожидает Еврокомиссия, но вопрос в том, обоснованы ли эти ожидания», — сказал эксперт, выступая в воскресной программе радиостанции Kossuth. Он считает, что инициатива Брюсселя, предусматривающая полный запрет на поставки из России нефти, газа и ядерного топлива для АЭС, не будет одобрена, поскольку «вызовет такие серьезные экономические и социальные последствия, с которыми ЕС согласиться не сможет».
Хортай отметил, что, по оценкам Szazadveg, «сегодня каждый четвертый европеец страдает от нехватки источников энергии».
«Промышленное производство в Европе просело из-за того, что компании там вынуждены платить за газ в четыре-пять раз больше, чем их конкуренты в Америке. Если предложения Еврокомиссии будут приняты, то это приведет к очередному серьезному росту цен на энергоносители», — пояснил специалист.
Он сообщил, что, согласно расчетам его исследовательского центра, в случае реализации инициативы Брюсселя стоимость услуг ЖКХ в Венгрии увеличится в целом на €1,65 млрд в год. Это заставит каждую венгерскую семью ежегодно платить в среднем за газ, электроэнергию, воду и отопление лишние €1,25 тыс.
Хортай уточнил, что наибольший ущерб этот план нанесет Венгрии и Словакии — двум государствам, которые продолжают получать российские нефть и газ и «политика которых в отношении Украины, возможно, больше всего отличается от политики Еврокомиссии». Однако от этих замыслов серьезно пострадают и другие страны.
Эксперт подчеркнул, что эта инициатива носит чисто политический характер и нарушает законы ЕС, которые дают право всем членам сообщества самостоятельно выбирать источники и маршруты поставок энергоносителей. Правительство Венгрии ранее заявило, что будет оспаривать правомерность плана Брюсселя именно с юридической точки зрения.