- Новости

«Газпром экспорт» первым из «дочек» концерна присоединится к налоговому мониторингу

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин обсудили вопрос перехода компаний группы «Газпром»  на новую форму налогового контроля — налоговый мониторинг.

С 1 января 2019 года первым из дочерних обществ «Газпрома» к налоговому мониторингу присоединится «Газпром экспорт». На встрече ФНС РФ озвучила решение о проведении в компании налогового мониторинга.

Специалисты налоговой службы получат дистанционный доступ к «витрине данных» «Газпром экспорта», где будут размещены данные бухгалтерского и налогового учета компании, налоговые регистры, образцы первичных документов, информация о системе внутреннего контроля. «Такая форма сотрудничества позволит, в частности, упростить налоговое администрирование, снизить расходы на проведение проверок, минимизировать споры по налоговым вопросам», — отмечается в релизе.

Первые результаты работы позволят поэтапно присоединить к налоговому мониторингу другие компании группы «Газпром», что, как планируется, снизит все издержки по продолжительности проведения налоговых операций. «Такая открытость позволяет налоговикам проверять только те операции, которые потенциально могут быть рискованными. Для бизнеса это означает сокращение налоговых проверок и возможность получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки. В среднем по одному мотивированному мнению сумма налога составила 5 млрд рублей. Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям за три года превысила 142 млрд рублей», — пишет ФНС.

По словам Мишустина, за три года количество участников налогового мониторинга выросло в шесть раз: в 2016 году начинали с семи организаций, в 2019 году — их уже 44. Половина участников представляет нефтегазовый сектор. При налоговом мониторинге трудозатраты компаний на сопровождение налоговых проверок снижаются на треть.

К настоящему моменту ФНС подписала соглашения о горизонтальном налоговом мониторинге с 44 компаниями, среди которых участники групп «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа, «Роснефти», «Норильского никеля», компании «Аэрофлот», «ИнтерРАО», МТС, «Мегафон», РЖД, «Северсталь» и другие.

Для расширенного взаимодействия с налоговым органом участники налогового мониторинга создают специализированный портал налогового мониторинга (11 организаций) или предоставляют доступ к учетной системе (16 организаций).

Миллер отметил, что с появлением налогового мониторинга стала создаваться среда взаимного доверия между налоговым органом и плательщиками. «Мы ценим возможность вести открытый диалог с ФНС России, это новый этап взаимоотношений, основанных на доверии. Налоговый мониторинг — непростой проект как с методологической, так и с организационной точки зрения. Участие в этом проекте требует передовых IT-решений. Группа «Газпром» планирует поэтапный переход после получения первых результатов и анализа механизма», — добавил глава концерна.

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, позволяющая налоговому органу в режиме реального времени проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена на налогоплательщика. Налоговый мониторинг — способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Период, за который проводится налоговый мониторинг, — календарный год.

 

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *