Минфин предложил на три года перенести введение налоговых льгот для выработанных месторождений, перешедших с 2021 года на налог на дополнительный доход (НДД), сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источники.
Такие льготы должны были заработать с 2024 года в виде вычета в 20% от ставки НДПИ для участков с выработанностью запасов более 80%, которые входят в периметр третьей группы НДД. В Минфине отказались от комментариев.
Выработанные месторождения, на которые приходится более четверти добычи нефти в РФ, вынуждены были перейти на НДД после налоговой реформы 2020 года. Тогда Минфин лишил такие месторождения крупных льгот по НДПИ, однако предоставил возможность перейти на НДД.
При этом нефтекомпаниям были обещаны и закреплены в Налоговом кодексе дополнительные льготы с 2024 года — в виде вычета из НДПИ в размере 20%.
Тогда эксперты оценивали потери операционного денежного потока месторождений в 89–113 млрд руб. в 2021–2023 годах.
НДД — это новый налог для нефтяной отрасли, который был изначально придуман на замену НДПИ для стимулирования добычи на новых и зрелых месторождениях с высокими затратами. Идея заключается в том, чтобы, в отличие от НДПИ, взимать налог не с объема добычи нефти, а с финансового результата — выручки за вычетом расходов (по ставке 50%). Хотя изначально НДД задумывался как единый налог, в реальности его формула существенно отличается для разных групп месторождений, сейчас таких групп пять.
Перенос вычета в 20% увеличит поступления от НДПИ на 1,15 трлн руб. за три года, но эти доходы будут на 60% компенсированы сокращением поступлений по НДД и налогу на прибыль (поскольку финансовый результат месторождений ухудшится из-за роста прямого налога на добычу), подсчитал главный экономист «Выгон Консалтинг» Сергей Ежов.
Таким образом, по его оценке, суммарный бюджетный эффект составит ориентировочно 460 млрд руб. за три года. Объем добычи выработанных месторождений составляет около 140 млн тонн в год, и, по словам эксперта, в результате операционный денежный поток на таких активах снизится на 1,1 тыс. руб. на тонну добытой нефти.
Собеседники газеты считают, что предложения Минфина о переносе льготы с высокой вероятностью будут приняты.
Минфин сейчас активно ищет способы пополнения бюджета в условиях, когда он не может собрать запланированные нефтегазовые доходы из-за более низкой, чем ожидалось, цены Urals. За пять месяцев 2023 года нефтегазовые доходы сократились на 50% относительно прошлого года, а дефицит бюджета составляет 3 трлн руб.