Международное энергетическое агентство заявило, что рост мирового спроса на нефть замедлится в течение следующих нескольких лет, поскольку высокие цены ускорят переход от ископаемого на альтернативные виды топлива.
Потребление в 2024 году будет расти в два раза быстрее, чем в предыдущие два года, а окончательный предел спроса наступит в этом десятилетии, поскольку электромобили приведут к снижению использования бензина автомобилями, прогнозирует парижское МЭА в среднесрочной перспективе. По его словам, поскольку производственные мощности продолжают расти, рынки останутся «адекватно обеспеченными» до 2028 года.
«В ближайшие годы рост мирового спроса на нефть замедлится почти до полной остановки. Переход к экономике чистой энергии набирает обороты, и пик мирового спроса на нефть ожидается до конца этого десятилетия», — говорится в сообщении агентства, консультирующего крупные экономики.
Страны-потребители в течение многих лет отказывались от ископаемого топлива, чтобы ограничить выбросы парниковых газов и предотвратить катастрофические изменения климата. Эти амбиции укрепились, когда цены на нефть и газ взлетели в 2022 году.
Краткосрочные и долгосрочные перспективы сильно различаются. Агентство заявило, что мировые рынки нефти могут «значительно» сократиться в течение следующих нескольких месяцев, поскольку потребление топлива в Китае восстанавливается после пандемии, а производители ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией сокращают добычу.
Следующий год также будет напряженным, особенно во второй половине, поскольку запасы нефти будут сокращаться, даже если рост мирового спроса упадет до 860 000 баррелей в день по сравнению с 2,4 миллиона баррелей в день в этом году, или около 2%. Однако в последующие годы мир станет менее зависимым от углеводородов.
Согласно отчету МЭА, мировой рост потребления топлива сократится до 400 000 баррелей в день в 2028 году. К этому моменту мировой спрос достигнет 105,7 млн баррелей в сутки.
МЭА прогнозирует, что использование бензина — второго по величине нефтепродукта — снизится, начиная с 2023 года, а нефти в качестве транспортного топлива — полностью через три года, при этом остающийся рост этого товара в основном ограничится нефтехимией и авиационным топливом. Потребность в горючих ископаемых топливах достигнет абсолютного пика в 81,6 млн баррелей в день в 2028 году.
Агентство уже ссылалось на перспективу «пикового спроса» в этом десятилетии в отчетах за последние несколько лет, хотя в последнее время перспективы были омрачены Covid-19 и конфликтом России и Украины. Согласно долгосрочному прогнозу, опубликованному МЭА в ноябре, спрос на нефть выйдет на плато в 2030-х годах.
В то время как спрос замедляется, инвестиции в новые мощности восстанавливаются. Так называемые расходы на разведку и добычу вырастут на 11% в 2023 году до восьмилетнего максимума в 528 миллиардов долларов, что поможет гарантировать, что до конца десятилетия объем производства будет соответствовать спросу.
Ожидается, что добыча вырастет на 5,9 млн баррелей в день, или примерно на 6%, к 2028 году. Это в целом соответствует увеличению спроса за тот же период благодаря увеличению мощностей в США, Бразилии и Гайане. Мощности альянса ОПЕК+ увеличатся всего на 800 000 баррелей в день, в первую очередь за счет ближневосточных тяжеловесов Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Ожидаемого выравнивания потребления нефти по-прежнему будет недостаточно для того, чтобы правительства всего мира смогли удовлетворить свои амбиции по ограничению выбросов углерода. Два года назад МЭА заявило в отчете, что энергетической отрасли необходимо будет прекратить инвестиции во все новые нефтегазовые проекты, чтобы к 2050 году достичь «чистых нулевых» выбросов.
Прогнозы агентства имеют сомнительную историю, например, его неоднократные предсказания в течение последнего десятилетия надвигающемся «кризисе предложения», который так и не материализовался. Заявление о том, что российское производство немедленно рухнет после начала конфликта на Украине в прошлом году, также оказалось чрезмерно пессимистичным.