Правительство Молдавии обворовало граждан, закупая российский газ по завышенным ценам через европейских посредников. Об заявил бывший премьер республики Ион Кику, комментируя сообщение главы Молдовагаз Вадима Чебана, что в мае республика может вернуться к прямым закупкам газа у «Газпрома».
«В реальности это значит, что Молдавия будет закупать газ, но теперь без трех-четырех посредников, потому что мы тот же российский газ закупаем. Все эти скрытые схемы по закупке газа от предприятия «Энергоком» выйдут наружу», — сказал Кику в эфире телеканала «Эксклюзив ТВ». Он подчеркнул, что Венгрия, Турция и другие страны продолжали закупать дешевый газ у России и не испытывали зимой никаких проблем, в то время, как Молдова покупала тот же газ через посредников, а власти утверждали, что добились независимости от «Газпрома».
«Это были выдуманные причины, этих мальчиков, желающих на этой схеме сделать миллионы евро. <…> Они сделали огромные деньги, это вторая «кража миллиарда», — сказал Кику, напомнив, как во времена правления коалиции проевропейских партий из банков страны был похищен $1 млрд, а бремя его возвращения власти возложили на население.
На этой неделе глава компании «Молдовагаз» заявил, что с мая Молдавия может вернуться к закупке газа у «Газпрома». Со своей стороны эксперт молдавского исследовательского института IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ представил исследование, по которому жители Молдавии платили за приобретенный у европейских посредников природный газ самую высокую цену среди стран Юго-Восточной Европы. Он подсчитал, что только за нынешний отопительный сезон было переплачено около $250 млн.
В республике тарифы на газ выросли в 2022 году почти в семь раз, а на электроэнергию — в четыре раза. Кризис спровоцировали акции протеста с требованием отставки президента Майи Санду и правительства, сформированного ее правящей Партией действия и солидарности, которых обвиняют в проведении антироссийской политики. По опросам социологов, подавляющее большинство жителей страны считает, что Санду должна отправиться в Москву, чтобы договориться о поставках газа по умеренным ценам.