В Министерстве энергетики России прошло совещание, посвященное альтернативному топливу — водороду, сообщают Ведомости. Раньше эксперты часто обсуждали этот вопрос, но впервые его обсудили на правительственном уровне 29 августа. На встрече участники «обсудили мировые тенденции и перспективы использования водорода в экономике России, а также развитие отечественных технологий водородной энергетики», сообщил замминистра энергетики Павел Сорокин. В итоге было принято решение развивать направление водородного топлива в России.
Редакция EnergyNet сообщает, что водород можно получать с помощью экологически чистых способов. При этом и сам водород считается зеленым топливом: в процессе сжигания вырабатывается безвредный для окружающей среды пар. Но перейти на водород — дело не только времени, но и колоссальных инвестиций. Чтобы перейти на это альтернативное топливо, необходимо ежегодное финансирование в размере 20–25 млрд долларов по всему миру, а в России — 2,2–3,9 млрд долларов.
«Водородная энергетика — ключевой фактор глобальной энергетической трансформации, позволяющий снизить парниковые выбросы. Для того чтобы замедлить рост потепления до 2 градусов к 2050 г., нужно перевести 400 млн частных автомобилей, 15–20 млн грузовиков и 5 млн единиц общественного транспорта на водородное топливо», — пишет в отчете аналитический центр Hydrogen Council.
Производство водорода уже достигло промышленных масштабов, в том числе и в России. Например, производить его можно на Усть-Среднеканской ГЭС в Магадане, Ленинградской и Кольской АЭС. Но, как отмечает Московская школа управления «Сколково», применяется он только в нефтяной и металлургической отраслях при переработке сырья. Поэтому должно пройти время, примерно до 2035 года, чтобы внедрить водород в большую часть сфер производства и жизни.
У России есть некоторые преимущества в производстве водорода. Например, свободные и запасные производственные средства, близость к привлекательным точкам экспорта: Японии, КНР и ЕС. Так, например, Японии, которая близка к Магадану, активно развивается транспорт на водороде, что, безусловно, отразится на спросе.
Но, как отмечает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭКа Vygon Consulting Дарья Козлова, есть и ряд проблем. Главная из них — господдержка. Необходимы меры и регламенты по внедрению водородного топлива. Козлова предлагает ввести льготы для каршеринга на альтернативном топливе, а также спонсировать строительство заправок.
«Переход к низкоуглеродной экономике неизбежен, но какие технологии в итоге получат наибольшее распространение, пока не ясно, — отмечает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко, — России важно понимать мировые тренды в области зеленых технологий и — в идеале — участвовать в высокотехнологичных проектах, чтобы не получилось, как с СПГ, где Россия сейчас в роли догоняющего».
По мнению Маринченко, водород — хорошая альтернатива, которая имеет потенциал. Но при этом большого распространения он не получает из-за отсутствия инфраструктуры. Сейчас в мире всего 274 водородные заправки, при этом в отрасль вливаются большие суммы. Например, в январе 2017 года автогиганты, вроде BMW, Honda, Hyundai и Toyota, сообщили о намерениях вложить 10,7 млрд долларов до 2022 года. Инвестиции окупаются: французская компания McPhy, которая разрабатывает системы хранения водородного топлива, в том же 2017 году сообщила о росте прибыли на 91%.