- в России, Новости, Экология, Энергетика

Зачем «Новатэку» и «Северстали» водородная энергетика

Крупнейший производитель сжиженного природного газа в России «Новатэк» в партнерстве с металлургической компанией «Северсталь» планирует пилотный проект по производству голубого водорода из природного газа с применением технологий улавливания и хранения углекислого газа. 

Компании договорились сотрудничать в области производства и поставок водорода, разработки технологических решений для использования топлива на основе водорода и его носителей, в том числе аммиака.

Пилотное производство планируется запустить на площадке «Северстали» в Череповце к 2023 году. Точные сроки пока не утверждены. В 2021–2022 годах будут прорабатываться вопросы по схеме инфраструктуры, готовить технико-экономическое обоснование проекта и изучать его финансовую модель, отметил директор металлургической компании по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам Андрей Лаптев. 

Проект предусматривает развитие и других зеленых технологий: утилизацию углекислого газа при производстве из метана так называемого голубого водорода и использование его при производстве стали. 

Также будут разработаны технологии хранения и транспортировки водорода. Подразумевается, что «Новатэк» выступит поставщиком газа для проекта и совместно с «Северсталью» примет участие в разработке водородных технологий.

Участие «Северстали» в этом проекте вполне объяснимо. «Компании нужен водород для будущей декарбонизации отрасли, замене угля на водород. К этому компании будет подталкивать трансграничный углеродный налог в ЕС», — поясняет аналитик информационно-аналитического агентства RUPEC Александр Собко.

«Для металлургов эта проблема стоит остро, поскольку на тонну произведенной стали в мире в среднем в атмосферу выбрасывается 1,8 т углекислого газа. С такими показателями нет места в «зеленом» будущем», — подчеркивает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Для решения этой проблемы  водород должен быть «зеленый» или «синий», то есть получаемый без выбросов углекислоты. При этом проблемы, которые повысят себестоимость стали, пока две. «Во-первых, это более высокая цена углеродонейтрального водорода по сравнению с водородом «серым» и тем более с углём. Во-вторых, необходимость инвестиций в переоборудование соответствующих предприятий», — отмечает Собко. 

С другой стороны, «Северстали» интересен водород не только как будущее топливо для собственного производства, но и в контексте использования собственной стали для производства трубной продукции для транспортировки водорода, хранения водорода или в других процессах, связанных с этим топливом, добавляет он.

«Северсталь» активно расширяет ассортимент своей продукции с упором на продукты с высокой добавленной стоимостью. Особенный интерес компания проявляет к новым промышленным трендам и старается занять место в новых перспективных нишах, включая производство ветрогенераторов, криогенной стали для цистерн со сжиженным природным газом, труб нефтегазового сортамента», — соглашается Калачев.

Также сам факт участия «Северстали» в проектах, снижающих эмиссию СО2, например, в производстве водородного топлива, будет засчитываться в плюс компании при оценке углеродного следа ее продукции, добавляет аналитик.

В целом, актуальность таких проектов объясняется тем, что водородная энергетика рассматривается как один из путей к углеродной нейтральности. Поскольку сжигание водорода не дает вредных выбросов. Подразумевается, что он со временем сможет заменить в качестве энергоносителя жидкое топливо и природный газ. Возможно широкое применение водорода в виде топлива: и для транспорта, и для производства электроэнергии, заключил Калачев. 

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *