- Аналитика, в Мире, в России, Газ, Главное, Мнение, Новости, Тенденции

Новые стройки российского СПГ: когда газ далеко от берега

Александр Собко специально для Gas&Money

Владимир Путин в конце сентября оценил будущий объём производства СПГ в России в 140 млн т к 2035 году. Напомним, сейчас у России примерно 30 млн тонн экспорта СПГ, кроме того строится «Арктик СПГ 2» и заводы поменьше, что даст ещё чуть больше 20 млн тонн. Итого, свыше 50 млн тонн почти гарантированных мощностей уже есть. Но много предстоит и построить.

Во-первых, это новые арктические проекты «Новатэка», которые внесут значительный вклад в общий рост. Но детальная информация о новых заводах, вероятно, появится позже, ближе к запуску первой линии  «Арктик СПГ 2».

Во-вторых, «Дальневосточный СПГ» «Роснефти». Здесь последнее время нет ярких новостей, хотя, как сообщается, предварительные работы по проекту идут. Третья линия «Сахалин-2» «Газпрома» похоже ждёт появления в регионе подходящих объёмов сырьевого газа.

Зато в этом году начато строительство «Балтийского СПГ» (13, а возможно и 18,5 млн т). Кроме того, проект «Якутский СПГ» (18 млн т) в последний месяц мощно ворвался в информационную повестку, хотя известно о нём было давно. Представляется интересным сравнить эти два проекта. Тем более, что у них есть общая особенность, отличающая от арктических проектов «Новатэка»: от месторождений до завода нужно построить длинный газопровод.

Сравнивать по инвестициям проекты «в лоб» неправильно. По всей цепочки добыча-сжижение-транспортировка у каждого из них могут где-то быть ценовые преимущества, а где-то сложности, что в целом даст приемлемую себестоимость. С этими оговорками такое сравнение уже имеет смысл.

Начнём с «Балтийского СПГ». Напомним, он реализуется «Газпромом» в партнёрстве с «Русгаздобычей» и существует в рамках единого комплекса с газоперерабатывающим заводом, где из поступающего «жирного» газа будут выделяться этан и другие фракции для газохимического производства.

Стоимость добычи здесь отсутствует, но есть цена покупки газа на входе в завод, и это примерно 4,8 тыс.рублей за тысячу кубометров (соответствует регулируемой цене для промышленности), примерно $1,8/млн БТЕ. То есть, недорого. Для сравнения, в США цены обычно находятся на уровне $3/млн БТЕ, а сейчас — намного выше. Кроме того, из этого газа будет извлекаться жирные компоненты. Себестоимость «сухого» газа непосредственно для сжижения — это внутренняя цена, которую мы, вероятно, никогда не узнаем.

Последние оценки капитальных затрат приводились суммарно с газопереработкой, но инвестиции исключительно на СПГ (13 млн т  мощности) можно с некоторыми допущениями оценить в $10-11 млрд, что соответствует $770-840 за тонну мощности. Эта цифра оказывается на фоне мировых аналогов, учитывая, что завод будет находиться в комфортных для строительства условиях.

Подведём итог — здесь относительно дешёвый сырьевой газ, стоимость сжижения средняя по мировым меркам. Но при этом ожидается достаточно дорогая доставка, если рассматривать целевыми рынки сбыта за пределами Европы.

Правда, здесь следует отметить, что все расходы по транспортировке сырьевого газа до завода ложатся непосредственно на «Газпром», а не на совместное предприятие, то есть проект всё же не полностью интегрированный. В каком-то смысле это аналог американской модели рынка, когда газ берётся из «трубы». Любопытно, что рассматривается возможность строительства и третьей линии завода СПГ. Это должно ещё чуть снизить капитальные затраты на единицу мощности.

У «Якутского СПГ» мы видим полностью интегрированную модель. Себестоимость добычи не озвучивалась. Но с учётом того, что месторождения у компании газоконсденсатные, можно ожидать низкой себестоимости добычи непосредственно газа, за счёт реализации попутно добываемого конденсата. Тем более, что судя по анонсированному числу скважин, дебеты ожидаются высокие.

Но далее нужна затратная транспортировка газа до берега, строительство газопровода с нуля и само сжижение (см. рисунок).

Рисунок 1. Схема проекта «Якутский СПГ». Источник: yatec.ru

В сумме весь проект оценивается в 39,2 млрд евро. Половина суммы приходится на добычу и транспортировку до берега. Соответственно, вторая половина — на завод по сжижению. Суммарная мощность завода — 18 млн т (4 линии по 4,5 млн тонн), что даёт примерно 1250 долларов за тонну мощности. Это достаточно много, хотя завод СПГ планируется плавучий.

Представители компании заявляют, что основываясь на своём опыте, ожидают снижение капитальных затраты в 2-2,5 раза. Но важно отметить, что это относится не ко всем проекту, а к сегменту добычи и транспортировки, то есть ко второй половине из 40 млрд евро. Таким образом, суммарные инвестиции могут снизиться с 40 до 30 млрд евро. Так или иначе, здесь мы видим другую схему — вероятно дешёвая добыча, но дорогая транспортировка до побережья и не самое дешёвое строительство завода СПГ.

Чем это должно компенсироваться, чтобы проект был работоспособный? Это тоже понятно — близостью к целевым рынкам. В отличие и от арктических проектов с вывозом танкерами ледового класса, не говоря уже о «Балтийском СПГ», где до азиатских рынков долгий путь через Суэцкий канал, здесь азиатские импортёры практически рядом.

И немного о технологиях. Во-первых, как стало недавно известно, «Новатэк» отказывается от проекта «Обский СПГ» в пользу газохимического производства «зелёного» аммиака (Обских ГХК). Это отражает трудности работы с российским оборудованием при запуске четвёртой, среднетоннажной линии «Ямал СПГ» на российской технологии сжижения и риски масштабирования этой технологии, что предполагалось для «Обского СПГ». Но это также означает, что развитие российского среднетоннажного сжижения (которое в случае «Обского СПГ» могло бы быть уже почти крупнотоннажным) откладывается.

В любом случае, крупнотоннажные заводы пока будут строиться на иностранных технологиях и как минимум части ключевого оборудования.  Хотя для «Балтийского СПГ» технология и называлась совместной: Linde и «Газпрома».

Оба крупных строящихся сейчас завода — и «Арктик СПГ 2», и «Балтийский СПГ» будет работать на технологии сжижения Linde. Кроме того, Linde локализовала в России и производство теплообменников в рамках совместного предприятия с «Северсталью». И, хотя Linde – один из мировых лидеров в области сжижения и переработки газов, в области крупнотоннажного СПГ у компании один референтный работающий завод — это только норвежский Snohvit. Соответственно, от успехов, как «Арктик СПГ 2», который будет запущен первым, так и «Балтийского СПГ», будет зависеть многое.

В случае же «Якутского СПГ», как сообщалось ранее, в рамках pre-FEED предполагается использование технологий американской Air Products, на этих технологиях работает основная часть заводов СПГ в мире.

Дополнительным фактором риска для строительства новых заводов СПГ остаётся нарастающее инфляционное давление, которое в частности выражается и в росте цен на сталь. В СПГ-отрасли в принципе не редкость пересмотр смет в сторону повышения. Сейчас же здесь появляется дополнительная причина. Не исключено, что именно поэтому многие производители по всему миру выжидают с новыми стройками. Но чем больше ожиданий, тем выше окажется дисбаланс, а значит и цены на СПГ в будущем. Кто рискнёт первым?

Все тексты автора — Мария Печатина

Мария Печатина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *