- Аналитика, Бензин, Нефть

Как этой весной изменятся цены на бензин в России

В конце марта истекает срок действия соглашения между правительством и крупнейшими российскими нефтяными компаниями по сдерживанию цен на бензин. Отсутствие новых договоренностей может привести к росту стоимости топлива, но насыщенность рынка и снижение оптовых цен на бензин пока дают возможность экспертам делать оптимистичные прогнозы.

По данным Росстата, меры по стабилизации российского топливного рынка принесли некоторые результаты: стоимость бензина Аи-92 на российских заправках за последний месяц снизилась в среднем на 10 копеек, дизеля – на 15 копеек, сейчас он стоит 47 рублей за литр.

Напомним, что соглашение между правительством и нефтяниками было заключено в ноябре 2018 года. Компании обязались зафиксировать оптовые цены на уровне июня и увеличить поставки бензина и дизеля на внутренний рынок. Несмотря на это, в начале текущего года цены на российских заправках резко подскочили – так нефтяники частично компенсировали рост НДС с января 2019 года. Сейчас колебания ценника возможны только в пределах уровня инфляции, и при сохранении макроэкономической ситуации заключение дополнительных соглашений не потребуется, полагает аналитик VYGON Consulting Евгений Тыртов.

Новые механизмы сдерживания топливных цен предусмотрены в налоговом маневре, который начал действовать с января этого года: это обратный акциз на нефть, поставляемую на российский рынок, и демпфирующий акциз, учитывающий выгоду от экспорта нефтепродуктов. Демпфер будет компенсировать нефтяным компаниям разницу в прибыли при поставках топлива на внутренний рынок. Однако пока нефтяники критикуют это нововведение. Как сообщает ТАСС, представители отрасли и Минэнерго выступают за корректировку демпфирующего акциза.

Эксперты считают, что положительный эффект на цены в рознице оказало еще более заметное снижение оптовых цен на бензин. «Оптовый рынок сегодня полностью насыщен. Во-первых, появились новые НПЗ, которые выпускают бензин в довольно больших объемах. Во-вторых, в Налоговом кодексе прописаны требования к производителям оставлять определённые объёмы топлива на внутреннем рынке», – прокомментировал ситуацию каналу RT президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Незначительные колебания цен в рознице и существенное снижение стоимости топлива в опте привело к росту маржинальности розничной торговли. В еженедельном обзоре “Петромаркета” говорится, что к 28 февраля чистая маржа от таких продаж Аи-95 достигла 6 рублей на литр.

Тем не менее, экспорт бензина из России пока остается более привлекательным для производителей, чем продажи на внутреннем рынке: отгрузки за рубеж дороже на 10—12 тыс. рублей за тонну.  Евгений Аркуша считает, что в будущем это может заставить компании сократить производство бензина и выпускать нафту (прямогонный бензин) для отправки на экспорт. «Пока этого не произошло, но подобный сценарий может нарушить баланс спроса и предложения на внутреннем рынке и вызвать рост цен», — заключил президент Топливного союза.

Ольга Водолага

Все тексты автора — Ольга Водолага

Ольга Водолага

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *