- Аналитика, Газ, Главное, Энергетика

Обзор газовых рынков за период с 7 по 13 декабря

Авторский обзор эксперта информационно-аналитического агентства RUPEC Александра Собко

По итогам обзорного периода цены на газ оказались на следующих уровнях:

Henry Hub (рынок США, декабрьский фьючерс) — цены остались на прежнем уровне $2,6/млн БТЕ.

Биржевые цены на газ и СПГ в Европе выросли на относительно скромные $0,5 и завершили неделю на уровне в $5,7/млн БТЕ.

Цены спотового рынка СПГ в АТР выросли сразу на $3 до уровней в $11/млн БТЕ, последний раз такие цены наблюдались в сентябре 2018 года.

В Азии — погодный фактор, в Европе цены ожидаемо растут и на фоне огромного дифференциала с ценами в АТР, который уже покрывает для любых поставщиков СПГ возможные дополнительные транспортные расходы на поставки в Азию. В текущих обстоятельствах всё больше судов с СПГ находят покупателя в Азии, что открывает для «Газпрома» возможность завершить декабрь с отличными показателями по объёмам.

Китайская статистика импорт газа (СПГ+труба) по итогам ноября показывает смешанную картину. С одной стороны, за ноябрь импорт вырос почти на 22% (по сравнению с октябрём), но сами ноябрьские объёмы всё равно оказались на 3% ниже, чем годом ранее. За 11 месяцев импорт газа в КНР вырост на 3,9%.

В Турции в первом полугодии доля импорта СПГ в общем объёме импорта газа выросла до 43% по сравнению с 27% годом ранее, что во многом объясняет плачевную ситуацию с российскими газопроводными поставками в эту страну. Как представляется, во втором полугодии картина заметно поменяется.

Одновременно, нужно помнить, что со стороны предложения СПГ существует не только увеличение объёмов, но и трудности. При оценках баланса мы привыкли традиционно сравнивать вводы новых мощностей СПГ с растущим спросом. Но стоит также помнить, что объём производства СПГ всегда меньше объёма мощностей. Причины здесь различны.

За объём производства СПГ отвечает загрузка мощностей: в некоторых случаях она может и иногда и выше проектной (как на «Ямал СПГ»), но в целом по всем производствам в мире всегда ниже (по экономическим причинам или из-за внеплановых ремонтов) или форс-мажоров (закрытый завод в Йемене на фоне боевых действий). Но есть ещё один фактор: истощение ресурсной базы на самых старых заводах СПГ. Это уже произошло несколько лет назад в Египте (сейчас ожидается, напротив, рост добычи и возобновление работы одного из заводов СПГ). Это, к примеру, в ближайшие годы случится на самом старом австралийском проекте North West Shelf. Как раз сейчас обсуждается, какой газ туда можно перенаправить.

А вот что мы видим сейчас — это сюжет заводов в Тринидад и Тобаго. Здесь в следующем году продолжится снижение добычи газа (и, соответственно производство СПГ). В текущем году падение составляет около 10%, около 1,5 млрд кубометров газа мировое предложение не получит.

Североамериканский СПГ: очередь в Панамский канал, особенности внутренних цен и новые инвестиции Total

В центре внимания — вновь американский рынок газа и экспорт американского СПГ. Это сейчас один из ключевых сюжетов для наблюдения, так как ситуация на этих рынках в конечном счёте определит, каким будет масштаб новой волны строительства СПГ заводов, которые будут конкурировать в том числе и с российскими поставками.

Позитивная ситуация на внешних рынках (ещё бы — цены на СПГ на двухлетних максимумах) и достройка/запуск третьей линии Сorpus Christi LNG привели к очередному обновлению рекорда по подаче газа на сжижение. Но напомним, что эти рекорды скоро закончатся. Все заводы «первой волны» достроены, потом в инвестрешениях был перерыв, сейчас строятся три производства, которые будут запущены только в районе 2023 года, это означает, что ещё два года мы не увидим прироста экспорта американского СПГ, который наблюдался последние годы.

Сейчас для США важнее решения по новым заводам. В условиях конкуренции нужно минимизировать себестоимость. Одна из составляющих (до трети цены СПГ на конечных рынках) — это расходы на транспортировку. Тут США повезло, после расширения несколько лет назад Панамского канала, стандартные газовозы могут через него проходить. Доставка в Азию через Панамский канал примерно на треть сокращает затраты на транспорт по сравнению с восточным маршрутом.

Вот только места на выросшие объёмы экспорта в Азию категорически не хватает, приходится стоять в очереди по нескольку дней, и, соответственно простаивают танкеры. Всё равно пока оказывается выгодней восточного маршрута, но экономика доставки коротким маршрутом портится. Обсуждается выделение дополнительных слотов для прохода газовозов.

Вторая составляющая — это внутренние цены на газ. Тут неопределённости сохраняются. Число буровых по итогам недели выросло сразу на 4 единицы до 79 при том, что неделю назад падало с 77 до 75. Производители, вероятно, находятся в неопределенности из-за, с одной стороны, текущих не столь высоких цен (определяются в т.ч. мягкой погодой) и пониманием, что в будущем без достаточных объёмов бурения будет дефицит газа (ведь год назад работало на 50 буровых больше).

Тем более, что региональные цены часто ещё ниже цен Henry Hub. Ещё три истории прошедшей недели демонстрируют этот аспект.

Во-первых, хаб Waha на преимущественно нефтяном сланцевом месторождении Permian. В узких кругах хаб знаменит тем, что из-за дефицита газопроводов, которые могли бы увести газ к центрам потребления, цены там часто были очень низкие, а иногда даже отрицательные (из-за штрафов за сжигание попутного нефтяного газа). Сейчас же с падением добычи нефти в регионе котировки на Wahа практически сравнялись с ценами на Henry Hub.

Одновременно, некоторые региональные цены на газ в США сейчас оказываются заметно ниже цен Henry Hub, они находятся на уровне от $1(!) до 2 за млн БТЕ.

Наконец, третий пример. Стало известно, что по итогам 2019 года сжигание (а в некоторых случаях и просто выпуск в атмосферу) попутного газа выросло до новых рекордов (ведь в прошлом году нефтедобыча только росла). Это уже 1,3% от общей газовой добычи страы. Причины известны и аналогичны — дефицит газопроводов. Но дефицит связан и с тем, что строить их в ряде случае попросту невыгодно. И так невысокие цены в районах потребления, плюс дорогая транспортировка. Показательно, что наибольшая доля от всего добываемого газа (19% от всей газовой добычи штата!) сжигается на сланцевом месторождении Баккен (Северная Дакота), наиболее удалённом от Мексиканского залива и экспортных терминалов. В этой новости есть, конечно, и экологическая составляющая, слишком очевидная, чтобы её подробно обсуждать.

Ещё одна новость американского рынка. Total (напомним, что эта компания — акционер «Ямал СПГ» — как непосредственно, так и через долю в «Новатэк») последовательно и согласно своей стратегии наращивает свой сектор СПГ. Стало известно о покупке Total доли 16,6% проекта в Мексике Costa Azul LNG ( принадлежит американской Sempa Energy, газ для сжижения пойдёт из США), инвестрешение по которому было принято в прошлом месяце. Total и ранее имела очень большое присутствие американском рынке СПГ. У компании контракты на отгрузку СПГ с Cameron LNG (это тоже Sempra), с заводов Cheniere, а также она контролирует часть мощностей на Freeport LNG. Это всё действующие производства.

Более того, Total пока единственная компания — которая не побоялась инвестировать в проект компании Tellurian — Driftwood LNG (там достаточно сложная структура — договор на покупку СПГ плюс инвестиции в капитал). Это пока нереализованный СПГ-проект, который недавно потерял поддержку со стороны Индии, после отказа страны покупать СПГ.

Российская повестка: всё внимание к Арктике

Все интересные новости российского газового рынка так или иначе связаны с СПГ, Арктикой и судоходством по СМП. (Начавшуюся достройку СП-2 трубоукладчиком «Фортуна» у немецкого берега не будем обсуждать).

Наиболее любопытным сюжетом оказалась дискуссия об источнике электроэнергии для Баимского ГОКа на Чукотке. Ранее принятое решение о плавучей СПГ-электростанции (от «Новатэка») может быть пересмотрено в пользу также плавучей, но АЭС от «Росатома». Причины понятны. На ПАЭС будет максимальная доля российского оборудования, а на СПГ-станции импортные турбины (но их вклад в себестоимость выработки намного меньше по сравнению с кап.затратами на АЭС), но российский СПГ, который в общем-то можно продать и за рубеж. Нужно признать, что логика в этом решении есть. Учитывая, что у «Росатома» планы по экспорту ПАЭС малой мощности, нужны новые референтные блоки и прочие преимущества создания масштаба производства (на Чукотке нужны будут 4 блока по 100 МВт). Главная проблема — сроки, ПАЭС будут готовы позже, чем ТЭС на СПГ.

Стало известно о размере субсидии для «Звезды» на строительство 15 газовозов для «Арктик СПГ-2». Казалось бы, 31 млрд рублей, то есть 2,07 млрд на газовоз или 27 млн долларов. Не так много, учитывая, что стоимость (при заказе в Корее) одного суда составляет около 350 млн. Но вероятно, эта сумма (выделенная в рамках трёхлетнего бюджета) — лишь часть всего объёма субсидий на газовозы, ранее сообщалось, что размер субсидии составит до 20% от стоимости судов.

«Зелёный уголок»: водородные турбины для «Новатэка»

В конце, видимо, ставший уже неизбежно регулярным «зелёный уголок». «Новатэк» договорился с Siemens о проекте модернизации одной из восьми газовых турбин «Ямал СПГ» с тем, чтобы при сжигании топлива в природный газ можно было подмешивать водород. Модернизировать эту турбину несложно, основные вопросы — по источнику водорода.

Во-первых, ранее сообщалось что углеродную нейтральность СПГ планируется создавать закачкой CO2 в пласт (CCS). Если же для создание углеродно-нейтрального СПГ использовать водород, то возникает вопрос — откуда этот водород будет получен.

Вероятно, это будет «зелёный» водород — но это означает, что концепция несколько сменилась, а компания будет строить для получения такого водорода ветряки. Такие планы у компании то же были. Использовать для сгорания в турбине «голубой» водород имеет ограниченный смысл. Ведь получаться он будет здесь же, из метана, с последующей закачкой CO2 на хранение. В таком случае вероятно проще закачивать выделяемый при сгорании углекислый газ, как ожидалось изначально.

Какая комбинация по производству «голубого», «зелёного» водорода, проектов CCS и созданию углеродно-нейтрального СПГ будет в результате, остаётся следить. Но водородная история имеет здесь очевидную экспортную перспективу, иначе проще использовать CCS. Но все виды морской транспортировки водорода — дорогое удовольствие.

Напомним, некоторые другие зелёные инициативы этой компании, равно как и «Газпрома», мы обсуждали и в предыдущем выпуске.

Все тексты автора — Арина Барабанова

Арина Барабанова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *