- Аналитика, Бензин, в России, Мнение, Новости

Растущие индексы бензина: стоит ли волноваться водителям?

Биржевые территориальные индексы автомобильного бензина марок Аи-92 и Аи-95 в ходе торгов 12 июля приблизились к историческим рекордам. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Как пишет ТАСС, ссылаясь на заявление Минэнерго, власти рекомендовали нефтекомпаниям повысить производство топлива в летний период, чтобы удовлетворить высокий спрос во время отпусков.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, подобные новости очень привлекают внимание, но не всегда отражают то, что происходит на рынке.

«Важно учитывать, что подорожание топлива происходит именно на биржевой площадке, то есть это оптовые цены и обычных рядовых потребителей они не касаются. Это не означает, что цены на АЗС вырастут», — сказал эксперт, пояснив, что на биржевой торговле в основном покупают партии бензина и дизеля независимые реализаторы. Речь идет о небольших заправках или сетях. Как правило это не крупные производители, потому что те напрямую покупают у своих НПЗ.  

Биржевой индекс бензина Аи-92 вырос за день на 0,3%, до 55,75 тыс. рублей за тонну. Исторический максимум стоимости бензина этой марки на бирже был достигнут 28 мая 2018 года — тогда цена оказалась на уровне 55,93 тыс. рублей за тонну. Цена бензина Аи-95 также приближается к рекордным значениям. В ходе торгов в понедельник его биржевой индекс вырос на 0,25%, до 59,1 тыс. рублей за тонну, рекордная стоимость была достигнута 3 июля 2020 года и составляет 59,78 тыс. рублей за тонну.

«Да, мы видим, что стоимость на бирже высокая, именно потому, что крупные нефтяные компании продают на своих АЗС свой бензин с НПЗ, свободного бензина и дизеля не так много становится. Если смотреть на то, что происходит на розничном рынке, здесь все не так плохо, — сказал Юшков. — Мы видим по этой неделе (по данным Росстата и ЦДУ ТЭК), что стоимость топлива в рознице растет меньше чем уровень инфляции».

Аналитик считает, что нынешнее подорожание на бирже люди на АЗС, просто заправляя свои авто, не заметят, несмотря на растущий спрос.

«Спрос возрастает. Многие никуда не летят, предпочли на отдых поехать на машине, потому что билеты на самолет стоят дорого, ажиотаж. Люди больше перемещаются на автомобиле, ограничений на перемещение на автотранспорте нет, поэтому, конечно, потребление возрастает, поэтому лишнего бензина, чтобы продавать его на бирже, нет, а желающих купить на бирже как раз больше и больше. Поэтому возникает вот такая противоположная тенденция», — заключил Юшков.

Как заявил глава СПбМТСБ Алексей Рыбников, «торговля идет кратно выше нормативов». Он также связал рост биржевых цен на нефтепродукты с повышенным спросом на топливо на фоне увеличения числа поездок на автомобилях внутри страны.

«Что происходит в этом году с точки зрения экономики? Все остались в стране, по большому счету пока никто никуда не уехал. Все ездят на автомобилях, потребление выросло, экономика оживилась серьезно по сравнению с 2020 годом. Это, конечно, тоже сказывается на потреблении основных нефтепродуктов: и бензина, и дизельного топлива в том числе. Поэтому мы видим этот повышенный спрос, а повышенный спрос материализуется в наших глазах повышением цен», — пояснил Рыбников.

С 1 мая 2018 года основными ценовыми показателями рынка нефтепродуктов на СПбМТСБ являются территориальные индексы в Европейской части России. В отличие от национального индекса, для расчета территориального учитываются рынки Европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *