- Аналитика

У «Северного потока — 2» новые проблемы

Недавно Дания согласовала строительство «Северного потока — 2» и, казалось бы, все позади: достроить газопровод получится к весне 2020 года, «золотой шов» сварят через пару месяцев, поэтому уже и американские санкции не страшны. Но на сцену вышли новые законы ЕС — появилась новая проблема для газопровода «Газпрома», пишет РБК.

В мае вступили в силу поправки к Газовой директиве ЕС (т.н. Третий энергетический пакет). По нему все законы, которые касаются сухопутных газопроводов, переходят и на морские объекты системы транспортировки газа. И если «Газпром» уже давно работает по правилам ЕС в отношении трубопроводов, проходящих по земле, например, с «Турецким потоком», то подгонка закона под «Северный поток — 2» не входила в планы компании.

Таким образом, новый газопровод «Газпрома» сможет работать только на половину мощности, 50% оставляя для третьих поставщиков. Кроме того, компания должна создать независимого оператора объекта, на который не смогут влиять поставщики. Изначально в «Газпроме» планировали полностью загружать газопровод и оставить его в рамках своей воли, и если организацию-оператора ещё можно создать, то позитивное настроение инвесторов, которые будут ждать возвращение своих средств вдвое больше, вернуть уже не получится.

Тем не менее, остаётся три варианта обойти Третий энергетический пакет. Первый, как пишет эксперт РБК, наименее вероятный, — это либерализация экспорта газа, и в этом случае транспортироваться будет газ от разных компаний, что позволит использовать «Северный поток — 2» на полную мощность, но значительно изменит баланс сил на российском рынке. Второй вариант — решить проблему через законы Германии. В таком случае проект «Газпрома» не попадёт под действие Третьего энергопакета (Берлин может изменить формулировку «построенные до 23 мая 2019 года газопроводы» на «осуществляемыми до 23 мая 2019 года инвестициями»). Однако высшие инстанции ЕС могут не подписать изменённый закон — в этом основной риск подобного пути. Третий вариант заключается в создании оператора в водах Германии, и тогда российский газ, пересекая границу страны, перейдет в руки третьей компании, которая потом будет отвечать за транспортировку. В таком случае требования ЕС будут удовлетворены чисто формально.

Последние два варианта имеют место быть, но независимо от избранного пути газопровод будет достроен. Далее судна проекта в руках российских юристов и немецких бизнесменов, поскольку первые будут работать по указанию «Газпрома», а вторые — поскольку Германия уже готовится стать крупнейшим транзитером газа в мире.

Все тексты автора — Никита Малашенко

Я учусь на факультете журналистики МГУ, изучаю деловую журналистику и медиабизнес. Сейчас активно учу нефть и газ, теорию пропаганды и механизмы продвижения. До конца магистратуры из Московского государственного ни ногой. С 16 лет я успел поработать в разных местах и на разных позициях: от корреспондента в районной газете до новостинка в Esquire, от бренд-менеджера в образовании до контент-менеджера кандидата в мэры Москвы, от сотрудника учебного центра до частного репетитора со своими сотрудниками и аудиторией более 2000 человек. Тем не менее, спустя неделю работы на новом месте часто говорю: «Понаберут непрофессионалов, вроде меня» (да, это цитата из «Галилео»).
Никита Малашенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *