- Аналитика, Как это работает, Мнение, Энергетика

«Умные» города: какие технологии изменят нашу жизнь?»

Эксперт Энергетического центра бизнес-школы Сколково Анастасия Пердеро специально для «Gas and money»:

Когда говорят: «Умный город», обычно в голову приходит ассоциация с летающими машинами, искусственным интеллектом, используемым от рельса общественного транспорта до туалета и повсеместными видеокамерами. Но умный город – это прежде всего город, удобный своим жителям, безопасный и комфортный. Этот эффект достигается за счет внедрения передовых технологий, однако их присутствие зачастую не так заметно, как мы ожидаем. Можно даже сказать так: чем незаметнее внедрены «высокие» технологии, тем лучше это для умного города и комфортнее для его жителей.
 
Какие существующие технологии в сфере энергетики делают городские пространства умнее?

Когда мы говорим об умных технологиях, мы, по сути, говорим о двух качествах: о подключенности (или распространении интернета вещей, сетей связи и подключенных устройств), и об «интеллектуальности», то есть данных, которые собираются с датчиков и оборудования, обрабатываются и полезно используются для принятия управленческих и операционных решений в городе.

Таким образом, Умный город, фактически – это зонтичный термин, который объединяет различные цифровые системы города, которые делают его более управляемым, прозрачным, удобным и безопасным. Умные города используют цифровые технологии для управления городским имуществом, транспортом, здравоохранением, энергетикой, системой водоснабжения и управления отходами и общественными службами. При эффективном внедрении они способствуют повышению уровня жизни, качества, производительности и интерактивности городских служб, снижают расходы и потребление ресурсов, улучшают связь между городскими жителями, городскими властями и городом.

Функционально можно выделить ряд направлений проектов Умного города:
— умная энергетика (сюда относится развертывание систем интеллектуального учета электроэнергии и тепла, управление спросом, интеграция распределенной генерации и АЭК (автономных энергокомплексов), электромобилей при наличии и заправочной инфраструктуры, развитие виртуальных электростанций, цифровая интеграция традиционных производителей энергии и сетевого комплекса, развитие цифровых потребительских и B2B сервисов, развитие систем энергоменеджмента зданий и домов)
— умный транспорт (интеллектуальные транспортные системы, системы контроля выбросов, системы оплаты городской транспортной инфраструктуры, в т.ч. парковок и дорог, развитие информационных систем городского общественного транспорта (в том числе систем оповещения пассажиров, а также систем управления городским общественным транспортом и режимов его эксплуатации и ремонта), систем оплаты проезда и шеринговых служб)
— умное водо- и газоснабжение (развертывание систем интеллектуального учета, систем мониторинга состояния инфраструктуры, в т.ч. утечек, управление чрезвычайными ситуациями, развитие цифровых потребительских и B2B сервисов)
— умная городская среда (управление городским имуществом и инфраструктурой, умная утилизация отходов, интеллектуальные системы общественной безопасности, управление строительством и землепользованием, системы контроля состояния окружающей среды и экологической безопасности, развитие инфраструктуры сетей связи)
— социальные сервисы (внедрение цифровых сервисов в здравоохранении, государственные услуги для бизнеса и населения, туристов, цифровизация работы городских органов власти)


Такие программы реализуются во многих городах мира: в Москве, Сингапуре, Дубае, Стокгольме, Амстердаме, Барселоне, Копенгагене, Шанхае, Пекине, Нью-Йорке.

Интеграция городских систем умного освещения может сократить расходы на электроэнергию до 40%. Интегрированные транспортные системы предоставляют жителям онлайн-информацию о работе городского транспорта, инцидентах в инфраструктуре и сроках ее устранения, объединяют системы коммунальных услуг города и обеспечивают их эффективное совместное функционирование, что дает эффекты в виде экономии времени на поездках (до 10-20%), снижения времени поиска парковок (или вовсе исключения потребности в личном автотранспорте), сокращения времени простоя транспортных средств, экономии горючего и снижения выбросов от транспортного сектора до 5-7%. «Умные здания», в зависимости от поставщика решения, дают экономию электроэнергии в диапазоне от 10 до 30% и позволяют сократить потребление воды до 20%. Интеллектуализация энергетической, водной и газотранспортной инфраструктуры позволяет сократить число аварий в сетевом комплексе от 20 до 45%. Сокращаются расходы на сбор показаний и эксплуатацию оборудования.
В зависимости от системы, снижается время для принятия управленческих решений (а иногда оно и вовсе автоматизируется).

Через сколько лет в России могут появиться «умные города» в том виде, в котором существуют в Японии, Южной Корее и тд?

В России уже, как в рамках самостоятельных городских проектов, так и национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» реализуются проекты «Умных городов». Сейчас они охватывают свыше 200 городов по всей России, от малых городов с населением до 100 тыс. человек до крупных мегаполисов-многомиллионников. Государственная программа направлена на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование лучших практик в эффективном управлении городским хозяйством, их масштабировании, и на создание безопасных и комфортных условий для жизни жителей городов, внедрение инноваций. Помимо этого, особое внимание уделяется вовлечению горожан в решение вопросов городского развития. Проект включает в себя разработку стандартов работы с данными и обновления нормативного регулирования. Один из важных результатов программы Умных городов – создание «Банка решений», базы лучших практик внедрения цифровых решений для повышения благосостояния российских городов, которые можно масштабировать по всей стране.

Так, Москва находится на шестом месте по уровню индекса локальных онлайн-услуг (LOSI) 100 крупных городов ООН (ООН, 2020), а по уровню использования умных решений для города, по данным McKinsey Global Institute analysis (2018) – на уровне Амстердама, Дубаи, Шэньчжэнь. Город развивает альтернативы личному автотранспорту: системы каршеринга, общественный транспорт и интегрирует различные его виды, сопряженные информационные системы, в том числе и единой платежной системы, вело- и самокатной инфраструктуры, а также такси.

Не отстают и другие. В этом году уже в третий раз проходил российский Индекс IQ городов. Среди городов с населением свыше 1 миллиона городов в тройке лидеров оказались Москва, Воронеж и Казань, среди городов от 250 тыс. человек до миллиона – Белгород, Химки и Тюмень, от 100 до 250 тыс. – Щелково, Домодедово и Реутов, в городах менее 100 тыс. человек лидировали Дубна, Ивантеевка и Кольцово.

В России широко распространен доступ к сетям связи. По данным Росстата на 2019 год 97% населения использовали мобильные телефоны или смартфоны, а 88,6% использовали сеть интернет (при этом в городской местности этот показатель доходил до 91%). Учитывая активное развитие городских проектов и наличие системы поддержки развития как цифровых технологий в целом, так и программ стека «Умный» город в частности, у российских умных городов есть большой потенциал развития.

Ключевым в этом развитии станет выбор жителей – и их активное участие в жизни города, ведь во многом именно от них – от нас – будет зависеть облик городов будущего.

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *