- в России, Главное, Новости

Мощности российских терминалов вырастут на 70% к 2035 году

К 2035 году мощности российских морских портов должны вырасти на 68%, до 1,9 млрд тонн в год, согласно проекту новой транспортной стратегии. На начало 2020 года мощности составляли 1,13 млрд тонн, пишет «Коммерсант».

Заместитель главы Росморречфлота Захарий Джиоев на итоговом расширенном заседании коллегии агентства 26 марта отметил, что в новой транспортной стратегии предполагается определить единую опорную сеть инфраструктуры как для морского, так и для внутреннего водного транспорта по аналогии с тем, как это определено для автодорог.

В нее войдут 33 морских порта и около 50 тыс. километров внутренних водных путей. Опорная сеть морских портов будет основываться на морских портах, обеспечивающих экспортно-импортный потенциал РФ (17 объектов), и портах, обеспечивающих социально значимые функции, в том числе на тех территориях, где отсутствует автомобильная и железнодорожная инфраструктура, а также где осуществляется северный завоз (16 объектов).

По итогам 2020 года из-за пандемии перевалка грузов в российских портах впервые упала на 2,3%, до 820,8 млн тонн. К 2035 году ожидается увеличение до 1,4 млрд тонн.

Рост терминальных мощностей требует сопоставления с прогнозируемым ростом российской экономики. Главный экономист Евразийский банк развития (ЕАБР) Евгений Винокуров оценивает рост ВВП России к 2035 году на уровне 50-60%. «Таким образом, рост мощностей, хоть и опережает общий рост экономики, но ненамного» – говорит он.

Впрочем, если посмотреть в ретроспективе, то цифры кажутся не такими впечатляющими — такой же рост перевалки морские порты показали с 2010 года.

«Среднегодовой рост грузооборота в РФ за десять лет составил 5%, в том числе за счет увеличения поставок за рубеж основных навалочных (уголь, черные металлы, зерно) и наливных грузов (нефть, нефтепродукты, СПГ)», — отмечает управляющий директор ИК «Универ Капитал» Артем Лютик.

А с начала же 2000-ных годов грузооборот российских портов вырос в 4 раза. Дерегулирование тарифов привело к активизации частного сектора в финансировании не только модернизации перевалочных комплексов, технических парков перегрузочного оборудования, но и строительства новых терминалов.

«15 лет назад доля государственного инвестирования портовой инфраструктуры составляла 50-60%, то сейчас, наоборот, доля частных инвестиций в проекты составляет около 70%. В настоящее время средний объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры составляет 60-80 млрд рублей ежегодно», констатирует Лютик.

Наиболее активно в будущем будут развиваться проекты в самых востребованных направлениях экспортных поставок: в Балтийском, Азово-Черноморском и Арктическом бассейнах. Запланирована реализация около 30 проектов, включая универсальный терминал Усть-Луга (инвестор – ГК «Новотранс»), порт Вера («Ростех» и «ВостокУголь»), порт Лавна (ГТЛК), порт Индига («Аеон»), Приморский УПК (И. Трабер), терминал по перевалке удобрений в Усть-Луге («Ультрамар»), считает экономист.

«В качестве инвесторов, помимо крупнейших коммерческих банков, целесообразно было бы рассматривать как национальный банк развития ВЭБ.РФ, так и международные банки развития, работающие в России. Следует учесть, что для международных банков развития особенно важно тема ESG-стандартов», — заключил Винокуров.

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *