Михаил Крутихин специально для Gas&Money:
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КРУТИХИНЫМ МИХАИЛОМ ИВАНОВИЧЕМ.
В самом начале декабря СПГ-танкер Coral Energice, ходящий под нидерландским флагом, пришвартовался к терминалу в старинном городе Фредрикстад на берегу норвежской реки Гломма. Он доставил 9 млн кубометров сжиженного газа – как раз столько, чтобы заполнить хранилища этого небольшого терминала. Газ прибыл из России.
Парадоксально, но факт – Норвегия как мощный экспортёр газа сама импортирует это энергетическое сырьё, но с газом в сжиженном виде такие фокусы происходят нередко. Не сдерживаемый инфраструктурными ограничениями в виде трубопроводов из точки А в точку Б, этот товар, как нефть в танкерах, идёт по всему миру по воле владельцев, а они выбирают точку доставки, руководствуясь либо контрактами, либо условиями спотовой сделки. Но главное здесь – коммерческие соображения.
На терминал Фредрикстада поставила СПГ финская компания Fortum, которая снабжает газом местных промышленных потребителей, а также клиентов в соседней Швеции. Газ распределяется по местной трубопроводной сети, а также в автоцистернах, оборудованных для перевозки СПГ. Ежедневно с терминала уходят 15-20 таких цистерн.
Финской компании выгодно покупать газ с российских СПГ проектов Балтики, чтобы доставлять его своим потребителям и в Финляндии, и в Швеции, а теперь и в Норвегии. Цены международные, объёмы среднетоннажные, расстояния не океанские. К тому же никаких санкций против российского СПГ никто не вводил и пока вводить не собирается, как, кстати, и на трубопроводный газовый экспорт.
Два среднетоннажных балтийских завода СПГ: «Криогаз-Высоцк» и «Портовая» — увеличили потенциал производства этого энергоносителя в России. Известно, что у Fortum есть договор на покупку газа с проекта «Криогаз-Высоцк». Главным рынком сбыта проекта «Портовая» при его проектировании и строительстве считалась Калининградская область, которую российское правительство хотело избавить от необходимости получать газ транзитом по трубе через Литву. Приёмным терминалом может служить специально построенное для этого судно «Маршал Василевский». Однако трубу эту пока не отключили, и «Газпром», акционер проекта «Портотвая», заявил о поставках СПГ в Грецию.
Помимо этих проектов на Балтике, в стране работают два крупных проекта международных консорциумов: «Сахалин-2» и «Ямал-СПГ». Вместе все четыре завода обеспечивают сейчас примерно 8% поставок сжиженного газа на мировой рынок. В прогнозах и «энергостратегиях» правительства по-прежнему значится амбициозная цель выхода на 30-процентную отметку, но на пути новых проектов появились такие санкционные препятствия, как запреты на поставку передовых технологий и на сотрудничество с российскими госкомпаниями. На «полку» лёг газпромовский проект завода на 13 млн тонн в год в Усть-Луге, забыты проекты СПГ на Дальнем Востоке. СПГ-проект «Роснефти» в арктической «Бухте Север» не вышел за рамки плохо проработанной идеи. Долгосрочных поводов для оптимизма в отношении перспектив этой отрасли в России в нынешних условиях пока не видно.
А вот инициаторы проекта «Арктик СПГ-2» не теряют оптимизма, утверждая, что первая очередь их завода в Обской губе вступит в строй уже в конце 2023 года. В этом году действительно наблюдается рост объёмов поставки российского СПГ в Европу чуть ли не на 20%, по сравнению с 2021 годом, но происходит это не из-за наращивания производства, а по причине высоких цен на газ в Атлантическом бассейне. Здесь газ можно реализовать намного дороже, чем в Азии, и трейдеры, включая даже китайцев, временно переориентировали глобальные потоки СПГ к европейским берегам.