«Совкомфлот» и англо-голландская Shell совершили первую бункеровку крупнотоннажного танкера СПГ-топливом, сообщает пресс-служба российской компании. Так, танкер «Проспект Гагарина» класса «Афрамакс» получил около 1075 кубометров сжиженного природного газа с судна-бункеровщика Q-LNG 4000. Весь процесс продлился около 11 часов.
Первый заместитель генерального директора, главный операционный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Поправко отметил: «Сделан еще один важный шаг в рамках многолетней работы «Совкомфлота» и Shell в области повышения экологической безопасности морского судоходства. Усилиями наших компаний дан старт СПГ-бункеровке в США на высокоинтенсивном трансатлантическом направлении. Повышение энергоэффективности флота является важным элементом стратегии развития компании «Совкомфлот», которая последовательно осуществляет перевод танкерного флота на экологически более чистые виды топлива.»
Примечательно, что бункеровочная операция стала первой для танкера класса «Афрамакс» в США. Судна данного типоразмера также носят названия «зеленых» танкеров. Это связано с тем, что они могут работать как на традиционных видах топлива, так и на СПГ. Данная операция свидетельствует и о том, что сжиженный природный газ может использоваться в качестве основного топлива для танкеров, которые перемещаются между Европой и Мексиканским Заливом, между Мексиканским Заливом и восточным побережьем Канады.
СПГ-топливо имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами. Так, оно позволяет танкеру данного класса сэкономить расход топлива на долгосрочных рейсах на 10-12%. Кроме того, СПГ является и более безопасным для окружающей среды: он способствует снижению выбросов углекислого газа на 24%, оксидов серы – на 100%, оксидов азота – на 95%.
Аналитик информационно-аналитического агентства RUPEC Александр Собко подчёркивает:
«Несколько лет назад использование СПГ-топлива для бункеровки (и в целом в транспортном сегменте) рассматривалось в том числе в контексте возможного «пика нефти», т.е. когда нефть станет дефицитным ресурсом, придётся переводить на газ (СПГ) часть транспорта. Сейчас этой проблемы нет, вероятно, «пик спроса» по нефти будет раньше «пика предложения». Тем не менее, преимущества СПГ остаются, в основном они связаны с экологией. Во-первых, нет выбросов оксидов серы, как у судового топлива, а выбросы оксидов азота намного ниже. Во-вторых, эмиссия углекислоты ниже по сравнению с жидким топливом. В-третьих, использование СПГ в бункеровке решает проблему рисков разлива топлива, что особенно опасно в случае работы в Арктике, но актуально и в целом по миру. Всё это делает СПГ перспективным топливом для бункеровки, даже несмотря на очевидные сложности работы с ним по сравнению с традиционными жидкими моторными топливами.»
Напомним, что пару месяцев назад Группа «Совкомфлот» получила новый газовоз «СКФ Тиммерман» вместимостью 174 тысяч кубометров. СПГ-танкер уже отправился в свой первый коммерческий рейс, предусмотренный долгосрочным тайм-чартерным соглашением с Shell. Размер выручки «Совкомфлота» от сделки с англо-голландской компанией может составить $165 млн.
Суда, принадлежащие «Совкомфлоту», обслуживают такие крупные нефтегазовые проекты как «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ» и Tangguh (Индонезия). На сегодня газовый флот группы состоит из 146 судов, 80 из которых обладают ледовым классом.