- Главное

Стремительное развитие СПГ повышает спрос на танкеры

Глобальный интерес к более экологически чистым источникам энергии повлек за собой рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ), который выделяет меньше углекислого газа по сравнению с используемым в энергетике углем. Однако избыток предложения газа помог сдержать цены. И в такой ситуации наиболее выгодные сделки происходят на рынке фрахта судов для транспортировки СПГ.

Принимая во внимание острый спрос на суда, многие компании, включая таких энергетических гигантов как BP и ExxonMobil, торговую структуру Trafigura и газовое коммунальное предприятие Centrica, раньше чем обычно ищут чартерные танкеры на зиму.  Об этом пишет агентство Reuters ссылаясь на четыре источника в судоходной отрасли. 

Энергетические компании делают все, чтобы не остаться без танкеров на зиму, когда холодная погода обычно стимулирует торговлю СПГ и, следовательно, расходы на фрахт. Так, в гонке за корабли конкуренты с доступом к большим финансовым ресурсам получают дополнительную прибыль.

Прошлой зимой спотовые чартерные ставки (стоимость аренды судна для перевозки СПГ в режиме реального времени) взлетели почти до 200 000$/сутки в ноябре по сравнению с около 40 000$/сутки в мае, оставив за бортом те компании, которые не позаботились о том, чтобы найти себе танкеры заранее.

В настоящее время спотовые ставки составляют около 40 000$/сутки, в то время как ставки на чартеры на следующую зиму составляют от 70 000$ до 80 000$/сутки, сообщили два источника в судоходной отрасли.

Энергетические группы, в числе которых Shell, BP, China National Offshore Oil Corp (CNOOC), Cheniere и Газпром, коммунальные предприятия Naturgy и Centrica, а также  торговые компании, такие как Gunvor и Trafigura, арендуют суда на месяцы или годы, позднее передавая часть из них конкурентам, сообщили Reuters источники знакомых с вопросом.

В связи с тем, что рынок сжиженного природного газа все еще можно назвать относительно новым, многие компании неохотно говорят о торговых стратегиях, которые все еще находятся в разработке.

«Мы рассматриваем доставку СПГ, как товар сам по себе. Мы были одной из первых компаний, которые начали торговать СПГ-танкерами около двух-трех лет назад, и мы видим, что сейчас все больше компаний рассматривают возможность зарабатывать на фрахте судов для СПГ», — сказал Нильс Фенцль, вице-президент по транспорту и терминалам Uniper, энергетической фирмы, которая вместе с Shell стала пионером грузовой торговли на рынке СПГ.

 

Привлекательная прибыль

За последние несколько лет рынок СПГ резко увеличился в размерах. Этому способствовали страны, в частности Китай, которые стремятся уменьшить свою зависимость от угля. Технологические разработки также позволили Соединенным Штатам получить доступ к  дешевым и обильным поставкам сланцевого газа. Начиная с нуля, Соединенные Штаты стали четвертым в мире по величине экспортером СПГ за три года.

По прогнозам Shell, объем торговли СПГ вырастет на 11% в этом году и достигнет 354 миллионов тонн. Пять лет назад, по данным Международной группы импортеров СПГ, обороты сжиженного природного газа достигали 239 миллионов тонн.

Однако рост торговли привел к разнице в прибыли в зависимости от региона, что означает меньшую возможность получить доход за счет спредов между ценами на СПГ по всему миру.

Прошлой зимой средняя премия азиатских цен к ценам в Европе составляла около 1$ за миллион БТЕ. По данным Refinitiv Eikon, зимой 2011-2012 гг. она была в среднем 7,3 доллара США за млн. БТЕ.

Изображение: Пресс-служба «НОВАТЭК»

В прошлом году было выпущено около 50 судов СПГ, в результате чего общий парк танкеров, пригодных к транспортировке сжиженного природного газа, насчитывал около 550 кораблей. Тем не менее, из-за быстрого роста потребления СПГ и его сезонных пиков, прибыль на рынке фрахта СПГ может быть внушительной.

В прошлом году Cheniere заключил сделки весной и летом более чем на 10 судов для транспортировки своих зимних поставок. По словам одного из отраслевых источников, некоторые суда зафрахтовались по цене около 70 000$ в день и сдавались в аренду зимой по цене около 90 000$ в день. Эта сделка стала легендарной, и источники сообщали, что другие пытались повторить такой же сценарий в этом году.

«Крупные портфельные игроки, такие как Shell, BP, ExxonMobil и Cheniere, заинтересованы в том, чтобы держать свои корабли в работе все время, при этом не важно, перевозят они свои или чужие грузы. Только так они могут убедиться, что выжимают каждый доллар из своих чартеров», — сказал высокопоставленный источник в отрасли.

В целом, практика показывает, что традиционные судовладельцы предпочитают придерживаться долгосрочных чартеров, которые помогают им финансировать строительство новых судов, и позволяют энергетическим фирмам и торговым домам заниматься более рискованными краткосрочными субарендами.

Тем не менее, потенциальная прибыль привлекает также и судоходные компании, ориентированные почти полностью на обслуживание неотложных или краткосрочных запросов на танкеры.

«Спотовый рынок сейчас у нас в приоритете, учитывая текущую ситуацию с курсом, мы не хотим преждевременно блокировать наши корабли в долгосрочных чартерах в период роста на рынке. Мы также верим, что спот становится все более важной частью рынка СПГ-танкеров, а также торговли СПГ в целом,» — сказал Ойстейн М. Каллеклев, генеральный директор Flex LNG, судоходной компании, основанной в 2006 году.

 

Хеджирование риска

Фрахтование судна на следующую зиму в настоящее время является единственным вариантом для  СПГ-компаний, желающих хеджировать свои транспортные расходы. Но это также рискованно.

Низкие цены на СПГ в Азии могут ограничить торговлю, оставив компанию с дорогой лодкой, которую будет некому сдать в субаренду.

Решением этой проблемы мог бы стать фьючерсный контракт на поставку, который позволит компании зафиксировать цену на будущий чартер без физического судна – то, что было разработано для рынка нефтяных танкеров в 2000-х годах.

В настоящий момент делаются первые шаги по созданию фьючерсных контрактов на поставку СПГ. Три брокера, Affinity, Braemar и SSY, работают с Балтийской биржей с прошлого года для создания индексов грузовых перевозок СПГ. Один индекс увидел свет в марте, и еще два пока проходят период испытаний.

Индексы, если они будут приняты отраслью, могут стать первым шагом на пути к фьючерсам на перевозку СПГ.

«Многие наши клиенты видят в хеджировании грузов СПГ недостающую часть головоломки. Эта недостающая часть имеет контроль над последующей транспортировкой. Если у вас больше возможностей доставки, вы можете более эффективно реагировать на спрос на рынке грузов,» — сказал Бенджамин Гибсон, брокер деривативов в Affinity.

По словам Гибсона, сложность заключается в том, что надо иметь достаточно контрактов, для того чтобы правильно установить цену. Кроме того, многие сделки обсуждаются в частном порядке, что затрудняет выяснение того, какая цена была согласована.

«Для того, чтобы Uniper задумалась о торговле на базе индексов фрахта СПГ, нам нужно посмотреть, какие шаги предпринимаются, чтобы сделка стала возможной. Если бы индексы существовали, мы бы рассмотрели возможность их использовать,» —  сказал Фенцль.

Надежда Астам

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *