- в России, Главное, Новости, Регулирование

Зачем блокируют СМП для иностранных судов?

Минпромторг предложил перевозить уголь, нефть и газ, а также газовый конденсат по Северному морскому пути (СМП) только судам российской постройки. Ведомство подготовило соответствующий проект постановления, сообщает газета «Коммерсантъ».

В перечне видов деятельности, которые будут разрешены только российским судам, морские перевозки нефти, газа (в том числе и сжиженного), газового конденсата и угля, добытых в России (в том числе на континентальном шельфе) и погруженных на суда в акватории Севморпути, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Под ограничения попадет хранение угля и углеводородов на судне в акватории Севморпути.  

Также в списке: каботаж, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах или территориальном море, санитарный, карантинный и другие виды контроля, а также ледокольная и лоцманская проводки.

ВОЗИТЬ НЕ ПЕРЕВОЗИТЬ

Целью нововведений является развитие импортозамещения в судостроении и обеспечение заказами российских верфей.

«Если бы в России было достаточно судов отечественной постройки для того, чтобы использовать только их для транспортировки энергоносителей по СМП, это постановление бы никогда не появилось», — считает эксперт Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев.

По его словам, смысл подобных документов заключается в предоставление преференций и гарантированных заказов определённым компаниям.

В Минтрансе сообщили, что поддерживают данный проект, выступая за локализацию строительства судов в России. В настоящее время ведутся консультации с Минпромторгом, производителями судового оборудования, представителями верфей и судовладельцами для того, чтобы определить баланс между потребностями судовладельцев и возможностями производителей судового оборудования и судостроительных предприятий.

Согласно плану правительства России, грузопоток по Северному морскому пути к 2024 году должен вырасти до 80 млн тонн. Это в 2,5 раза больше по сравнению с нынешним объемом. В 2020 году по СМП было перевезено 33 млн тонн грузов. По данным корпорации «Росатом», дефицит судов для перевозки нефти, СПГ и угля по Севморпути оценивается в 19 судов к 2024 году и в 48 судов к 2030 году.

«Только одна компания «Северная звезда» (производитель угля) нуждается в 28 судах ледового класса к 2032 году, а их общая стоимость составит 1,4 млрд долларов. Компания «НОВАТЭК» уже заказала 15 судов для перевозки СПГ на предприятии «Звезда», — отмечает аналитик УК Альфа-Капитал Денис Бадьянов.

А НАЙДЕТСЯ ЛИ ТРАНСПОРТ

Справится ли «Звезда» и другие верфи с объемом заказов на создание ледокольного транспортного флота для российских производителей, сказать пока сложно.

Но отметить развитие этой отрасли стоит. К примеру, год назад руководство ССК «Звезда» предложило наблюдательному совету ТОР «Большой Камень» нанять на завод 847 иностранцев — рабочих (30% от общей штатной численности предприятия на тот момент) из-за отсутствия местных специалистов необходимой квалификации.

«Речь шла о рабочих из Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Китая, КНДР, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Румынии, Нидерландов, Финляндии и Норвегии. Это электрогазосварщики, судовые рубщики, газорезчики, слесари-монтажники, маляры, машинисты крана, стропальщики, такелажники и специалисты других профессий», — отмечает Коптев.

Если отечественные верфи не смогут оперативно выполнить заказы производителей сырья, часть судов на СМП останется иностранной. Постепенно, по мере строительства новых российских судов, доля иностранного транспорта (купленного или зафрахтованного) будет сокращаться, говорит Бадьянов.

В проекте постановления правительства по СМП сказано, что в России может быть разрешено использовать иностранные суда, если в стране отсутствуют условия или возможность осуществления технологических операций для их строительства. Также правительство может разрешить работать судам, не отвечающим критериям 719-го постановления, если их строительство «невозможно обеспечить».

Впрочем, эксперты советуют не переоценивать значение этого транспортного направления. По некоторым оценка, сквозные перевозки Европа-Китай по Севморпути станут возможны не раньше середины века. И это несмотря на глобальное потепление.

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *