Доля российской нефти, добытой в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в общем импорте нефти Японии составляет 6%, передает «Интерфакс» заявление представителя министерства экономики, торговли и промышленности Японии Рио Минами, сделанное на конференции «Нефть и газ Сахалина» во вторник, 25 сентября, в Южно-Сахалинске. По его словам, доля сжиженного природного газа (СПГ), произведенного в рамках «Сахалин-2», составляет 9% от общего импорта СПГ. Развитию нефтегазовой индустрии Сахалина может препятствовать успех арктических СПГ-проектов, отмечает глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
«Доля импорта российской нефти, добытой в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», составляет 6% в общем объеме импорта нефти Японии. Сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Сахалин-2″ — 9% от общего объема импорта СПГ. Японское правительство готово приложить максимальные усилия в развитии нефтегазовых проектов на Сахалине», — заявил он.
Р.Минами отметил, что Россия — географически близка к Японии и обладает огромными запасами углеводородов, являясь важнейшей страной поставок нефти и газа.
«Мы ожидаем серьезного развития российских проектов СПГ. У России есть большие перспективы», — считает он.
Успех арктических СПГ-проектов может стать вызовом для нефтегазовой индустрии Сахалина, если компании не найдут общий язык и проекты не будут расширяться, передает «Интерфакс» заявление председателя комитета Государственной думы по энергетике Павла Завального, сделанное в ходе конференции «Нефть и газ Сахалина 2018».
«Рынок СПГ, как известно, гибок, и газ с Ямала вполне может пойти туда, куда теоретически мог пойти СПГ с потенциальных новых проектов Сахалина. Удастся ли эффективно монетизировать сахалинский газ? Сможет ли СПГ-индустрия на Сахалине выйти на новый уровень, внести больший вклад в завоевание Россией лидирующих позиций на мировом рынке СПГ? Будут ли преодолены разногласия и сложности, которые пока этому мешают? Это вопрос, о котором стоит задуматься компаниям, работающим здесь», — заявил П.Завальный.
Он отметил, что несмотря на то что еще недавно сектор переживал период стагнации, сегодня ситуация на мировом рынке выглядит благоприятной для отечественных проектов. По его словам, период стагнации был связан с ожиданиями превышения предложения над спросом в связи с выходом на рынок большого количества проектов, что также давило на цены. Сегодня, констатирует П.Завальный, период стагнации сменился периодом бурного развития, прогнозируется возможный дефицит предложения. « По оценкам Минэнерго, с 2024 по 2035 год на рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ в год, и Россия может занять до половины этой ниши», — заявил П.Завальный.
«Газпром» несколько лет не может договориться с ExxonMobil и «Роснефтью» о покупке газа для обеспечения сырьем 3-й очереди первого в России СПГ-завода «Сахалин-2». ExxonMobil и «Роснефть» думают о строительстве своего СПГ-завода в Приморском крае, что является их главной переговорной позицией в вопросе цены продажи своего газа «Газпрому».
В проект «Сахалин-1» входят три нефтегазоносных месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина. Потенциальные извлекаемые запасы составляют 307 млн тонн нефти и 485 млрд куб. м газа. Участниками проекта являются Exxon Neftegaz Ltd. (доля участия 30%), ONGC (20%), «Роснефть» (20%) и японская SODECO (30%). Оператором проекта является Exxon Neftegaz (российская «дочка» американской ExxonMobil).
«Сахалин-2» предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений сахалинского морского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн тонн нефти и 500 млрд куб. м газа. В рамках проекта работает завод по производству СПГ.
Акционерами Sakhalin Energy являются «Газпром» — 50%+1 акция, Shell — 27,5% минус одна акция, Mitsui & Co. Ltd — 12,5%, Mitsubishi Corporation — 10%. Sakhalin Energy в 2017 году произвела 11,49 млн тонн СПГ (по сравнению с 10,93 млн тонн годом ранее). Основными покупателями сахалинского СПГ стали энергетические компании Японии, Южной Кореи и Тайваня.