Министр иностранных дел Норвегии заявил, что Осло сомневается в экономической выгодности Северного морского пути, который Россия позиционирует как наиболее короткий маршрут из Западной Европы в Азию. Ине Мари Эриксон Серейде, глава МИДа Норвегии, также сообщила о намерении королевства провести проверку трассы на соответствие экологическим стандартам.
Насколько я вижу, у СМП (Северного морского пути – Gas&Money) есть серьёзные проблемы в отношении всего: от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всем протяжении трассы до крайне сурового климата,
– заявила Ине Мари Эриксон Серейде. По её мнению, эти факторы усложняют задачу сделать Северный морской путь выгодным и коммерчески успешным.
Глава МИДа Норвегии также высказалась по поводу возможного предоставления портов Шпицбергена для использования в рамках Севморпути. Она заявила, что остров – это часть территории Норвегии, поэтому предметом для обсуждения в рамках данного проекта он не является. По её словам, вопрос следует рассмотреть с точки зрения воздействия трассы на окружающую среду.
При этом Москва не собирается использовать транспортную магистраль совместно с Осло, сообщил «Известиям» старший советник посольства России в Норвегии Владимир Исупов. Данный маршрут – национальная транспортная артерия России, это внутренний вопрос РФ, поэтому Осло к сотрудничеству в освоении трассы не привлекается.
Вопреки этому утверждению Россия предложила Пекину участие в проекте, и судя по положительной оценке идеи официальным представителем МИДа Китая Лу Каном, высока вероятность принятия республикой этого предложения. Также интерес к СМП проявили Нидерланды, когда в октябре 2018 года голландская Damen воспользовалась трассой для доставки 24 буксиров из Китая в порт Роттердама.
Северный морской путь существенно короче маршрута, проходящего через Суэцкий канал. Для Китая реализация проекта означает сокращение времени в пути почти на две недели.
СМП – главный судоходный маршрут в российской Арктике. Путь пролегает вдоль северных берегов России, соединяя европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5600 км. Крайними его точками являются пролив Карские Ворота и бухта Провидения.