НОВАТЭКу предложили участие в проектной компании, которая будет заниматься строительством железной дороги к порту Сабетта. Компания пока не дала согласия, пишут «Ведомости».
Концессионное соглашение может быть подписано с «Газпромом» (или его «дочкой» — «Газпромтрансом») и «Российскими железными дорогами» (РЖД), напоминает газета.
Обсуждение проекта началось в августе на совещании у вице-премьера РФ Максима Акимова, инициативу проявили власти ЯНАО. Теперь регион, РЖД и Минтранспорта РФ должны представить технико-экономическое обоснование проекта, добавил он. В Минтрансе «Ведомостям» сообщили, что проект в проработке. «Вопрос — получит ли проект федеральные деньги. Даже если в «план магистральной инфраструктуры» он не включен, его могут добавить», — сказал источник газеты, близкий к транспортному ведомству.
Железная дорога нужна, чтобы обеспечить доставку материалов к местам добычи (до 2035 года инвестиции в освоение Ямала и соседнего полуострова Гыдан составят, по данным правительства автономного округа, 7 трлн рублей), а также направить грузы с Северного широтного хода, вдоль которого расположено два десятка нефтяных и газовых месторождений, к Северному морскому пути.
Официальную заявку в правительство консорциум инвесторов может подать в первой половине 2019 года, сказал изданию участник совещания.
С 2015 года действует соглашение о государственно-частном партнерстве при строительстве этой дороги, инвестор — компания «ВИС «Трансстрой», работа должна быть закончена в 2019 году, пока она не начата. Чиновник сообщил газете, что соглашение может быть расторгнуто: по договору линия осталась бы в собственности инвесторов, а по новому соглашению будет у государства. Цель соглашения от 2015 года — проработка проекта. Анализ показал, что лучше всего федеральная концессия, сказал заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин. Новое соглашение разрабатывается, готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), идут переговоры с участниками, сообщил «Ведомостям» представитель главы региона.
С переходом проекта в статус федерального может потребоваться иная конфигурация участников, согласился представитель группы «ВИС»: «Решения принимаются на государственном уровне и однозначно будут нами поддержаны».
Новое соглашение должно резко сократить расходы на строительство: ранее ветка от Бованенково стоила свыше 113 млрд рублей в ценах прошлых лет, рассказывает участник переговоров, сейчас это было бы 176 млрд рублей, в ценах лет строительства хватит 115 млрд рублей. Линия обойдется в 113-115 млрд рублей, подтвердил газете источник, знакомый с ходом переговоров. Экономию дадут новые проектные решения: железная дорога будет однопутной, без насыпи под второй путь. Пропускная способность составит 8-10 млн тонн в год, сказал изданию представитель губернатора.
Участие «Газпрома» в концессии логично, пишут «Ведомости»: компания строила участок Обская-Бованенково-Карская с применением технологий для вечной мерзлоты. Компания хотела продать дорогу РЖД, договориться о сделке в 2009 году поручал тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин. Но покупать ветку за 130 млрд рублей перевозчик отказался. Рассматривается вариант, что ветку Обская-Бованенково-Карская выкупит у «Газпрома» концессионер, говорят участники переговоров.