- Новости

Законопроекты о «налоговом маневре» приняты во II чтении

Госдума на заседании в среду приняла во II чтении пакет законопроектов о завершении «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли. Маневр предполагает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть к 2024 году при одновременном повышении НДПИ.

В понедельник комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам рекомендовал принять во II законопроекты о завершении «налогового маневра». Они были внесены правительством в нижнюю палату парламента 22 июня и приняты в I чтении 5 июля.

Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, согласно которым правительство сможет вводить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в случае форс-мажора, связанного с ростом мировых цен на нефть более чем на 15% за месяц. Ранее предлагалось вводить пошлины при росте цен на нефть на 20% за месяц.

Кроме того, согласно поправкам правительства РФ, логистические коэффициенты для НПЗ планируется ввести в диапазоне от 1,05 до 1,5, а не как предполагалось ранее — от 1,0 до 1,6. Данные коэффициенты были призваны сгладить неравные условия доступа к рынкам сбыта и логистические различия в зависимости от географического положения НПЗ. Самый большой логистический коэффициент в 1,5 будет применяться к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), расположенным в Хакасии и Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ «Роснефти». Коэффициент 1,4 —  к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ «Роснефти». Коэффициент 1,3 – к НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком АО, Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа. Коэффициент 1,1 – к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании «Новый поток» и Коченевском НПЗ компании «ВПК-ОЙЛ». Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка — в 600 тыс. тонн. Коэффициент 1,05 – к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и Республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ «Газпром нефти».

«Сейчас в РФ действует такая система таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов, при которой бюджет недополучает достаточно большие суммы за счет выделения различного рода скрытых субсидий», — сообщил замминистра финансов РФ Илья Трунин, представляя законопроекты в Госдуме. Он добавил, что такое возникает во многом из-за разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Размер поддержки составляет при цене нефти $40 за баррель порядка 1,1 трлн рублей в год.

Предлагается постепенное снижение с 30% до 0% от цены нефти ставку вывозной таможенной пошлины на нефть в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года. В 2019 году предельные ставки пошлины предлагается умножать на коэффициент 0,833, в 2020 году — 0,667, в 2021 году — 0,5, в 2022 году — 0,333, в 2023 году — 0,167, в 2024 году – 0, когда экспортная пошлина на нефть в России будет отменена.

Одновременно предусматривается равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения с 30% до 0% от цены нефти ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение шести лет.

Еще один законопроект вводит механизм получения компаниями по переработке нефтяного сырья (НПЗ) свидетельств о регистрации в налоговых органах.

Один из критериев выдачи свидетельства — включение компании в антироссийские санкционные списки.

Компания может получить свидетельство, если в течение хотя бы одного из трех налоговых периодов, предшествующих подаче заявления, она продавала на территории РФ бензин пятого класса или передавала произведенный ею прямогонный бензин на переработку и объем реализации за три налоговых периода в совокупности превысил 5 тыс. тонн.

Еще одно условие выдачи свидетельства — если компания до 1 июня 2019 года заключила с Минэнерго соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

Законопроектом предусматривается установление вычетов по акцизам для организаций, получивших свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья. Вычеты формируются с учетом объемов произведенного бензина пятого класса и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации бензина класса 5 и дизельного топлива на территории РФ и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

В случае принятия законопроекта доходы федерального бюджета РФ в течение шести лет по НДПИ при добычи нефти и газового конденсата составят 10,8 трлн рублей. При этом выпадающие доходы федерального бюджета за тот же период, в том числе по вычетам по акцизам на нефтепродукты, предоставление средств, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также на поддержку НПЗ, подпадающих под действие санкций, введенных иностранными государствами, составят 3,4 трлн рублей.

Завершение налогового маневра, по расчетам Минфина РФ, позволит мобилизовать на ближайший 6-летний период в федеральный бюджет порядка 1,1 трлн рублей базовых доходов.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *