Швейцарская Group E совместно с производителем электролизеров H-TEC SYSTEMS планирует в 2023 году приступить к производству «зеленого» водорода с использованием электроэнергии гидростанции на плотине Шиффенен на западе страны, пишет издание «Глобальная энергия».
Водород будет поставляться автоцистернами на заправочные станции близлежащих автострад A12 и A1, популярных среди операторов грузового транспорта.
Проект мощностью 300 тыс. тонн в год будет реализован с помощью мембран из полимерного электролита – специального пластика, который способен проводить протоны. Электролизная установка будет снабжаться электроэнергией с гидротурбины мощностью 2 мегаватта (МВт), расположенной на реке Зане, являющейся естественной границей между немецко- и франкоговорящей частями Швейцарии. Оператор гидротурбин, компания Group E, снабжает электроэнергией 400 тыс. жителей в кантонах Фрибург, Невшатель, Во и Берн.
Швейцария является одной из ведущих европейских стран в развитии водородного транспорта: до пандемии COVID-19 в стране был отменен транспортный налог для техники грузоподъемностью свыше 3 тыс. тонн, работающей на топливных элементах. В свою очередь, корейская Hyundai в 2020 году поставила в Швейцарию 10 грузовиков грузоподъемностью 18 тыс. тонн на топливных элементах – к 2030 году компания собирается довести их число на швейцарских дорогах до 1,6 тыс. единиц.
Гидроэлектростанции (ГЭС) являются самым распространенным видом генерации в Швейцарии: по данным МЭА, в 2020 году на их долю пришлось 58% выработки, тогда как на долю атомных станций – 34%, а на все прочие источники – 8%. При этом в стране к 2040 году может быть построено 15 новых гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС), которые будут каждую зиму генерировать 2 тераватт-часа (ТВт*Ч) электроэнергии (при текущем годовом объеме выработке в чуть более чем 70 ТВт*Ч).