- Аналитика, Газ, Нефть

Газификация Мурманска и Камчатки: миф или реальность?

НОВАТЭК планирует построить морские терминалы по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) мощностью в 20 млн тонн в Мурманской области и Камчатском крае. Глава компании Леонид Михельсон заявил, что отпарной газ с терминалов — после запуска первых очередей в 2022 году – направят на газификацию регионов, избавив их от зависимости от дорогого мазута. Но пока, как выяснил G&M, неясно, сколько может стоить такой газ и газопроводы для его доставки, а также кто будет выступать поставщиком. Эксперты также не уверены, что замена мазута на газ будет во всех случаях экономически эффективной.

Региональные власти Мурманской области несколько лет решают вопрос зависимости региона от поставок мазута для выработки тепла и электроэнергии, рассчитывая обеспечить если не полную, то хотя бы частичную газификацию. Теперь такой шанс у области появляется в связи с планами НОВАТЭКа — в сентябре глава компании Леонид Михельсон объявил о намерении построить на север регионе терминал по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) мощностью в 20 млн тонн в год. Отпарной газ, который образуется при перевалке СПГ, компания хочет направлять на газификацию региона. По словам Л. Михельсона, область будет газифицирована до 2022 года.

В правительстве Мурманской области конкретные сроки замены мазута на газ не называют, но не скрывают своего интереса к газификации.

«Мурманская область ввозит мазут, за него очень много платит. Мимо нас, соответственно, морем идет нефть, мимо нас идет уголь через порт, и мимо нас еще пойдет СПГ, а мы все будем продолжать сидеть на мазуте», — описывал ситуацию заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора в ходе пленарного заседания «Энергетический потенциал Арктики: реализация проектов и развитие логистики» в рамках Российский энергетической недели.

Е. Никора подчеркнул, что такое положение вещей «обидно и неразумно с точки зрения территориального планирования Российской Федерации». «Уровень газификации Мурманской области, как вы поняли из моей драматической партии по мазуту, составляет ноль процентов», — добавил он.

Однако на данный момент конкретные параметры газификации и даже экономическая эффективность перехода с мазута на газ неясны. По данным министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области, стоимость мазута с учетом доставки в регион в настоящее время составляет 24,8 тыс. рублей за тонну. Основные потребители в области — Мурманская ТЭЦ (входит в ТГК-1) и компания «Мурманэнергосбыт», рассказали G&M аналитики Argus Media. Эти станции потребляют около 280 тыс. тонн и до 400 тыс. тонн мазута в год соответственно. Таким образом, по текущим ценам регион тратит на мазут около 16,8 млрд рублей в год.

По теплотворной способности 680 тыс. т мазута соответствуют примерно 870 тыс. кубометров газа. Если бы весь мазут был заменен на газ при условии сохранения затрат Мурманской области на текущем уровне, оптовая стоимость газа должна была бы составить около 19,3 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров. Такая цена была бы гораздо выше, чем, например, в соседней Карелии, где регулируемая государством оптовая цена на газ сейчас составляет 4,8 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров. Для Мурманской области регулируемая цена не установлена, поскольку трубопроводный газ в регионе сейчас не потребляется.

Такая разница цен свидетельствует в пользу того, что замена мазута газом в Мурманской области, по крайней мере на первый взгляд, была бы выгодной. Однако для поставки газа нужно строительство дорогостоящих газопроводов, стоимость создания которых сложно оценить. В министерстве энергетики Мурманской области G&M не дали конкретного ответа на вопрос, по какой цене отпарной газ с терминала НОВАТЭКа мог бы поставляться потребителям, и каковы могут быть объемы таких поставок, заявив, что это «предмет обсуждения». «Стоимость, а также формы и способы реализации газоснабжения региона в части транспортной составляющей подлежат определению совместно ПАО «НОВАТЭК» и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе в отношении возможных поставок данного вида топлива», — заявил G&M представитель министерства. Он добавил, что «Газпром» просчитывает возможные варианты строительства газопровода по территории региона.

Кроме того, если сейчас замена мазута на газ, вероятно, выгодна, в будущем ситуация может измениться. Аналитики Argus Media в беседе с G&M высказали предположение, что замена мазута газом в перспективе ближайших трех-четырех лет не выглядит очевидной из-за ожидаемого падения цен на мазут. По их словам, это будет связано с вступлением в силу новых правил, утвержденных комитетом Международной морской организации (MARPOL) по защите окружающей среды, согласно которым с 1 января 2020 года суда не смогут сжигать судовое топливо с содержанием серы более 0,5%, если они не оснащены системой очистки выхлопных газов. Тогда как в России производится мазут с содержанием серы, как правило, более 1%, что исключает использование его при бункеровке судов — такая ситуация может привести к тому, что образуется профицит мазута на рынке, что приведет к снижению цен.

Старший научный сотрудник ФИЦ КНЦ РАН Александр Биев заявил G&M, что действия и решения властей Мурманской области достаточно противоречивы. С одной стороны, они заявляют, что потребление мазута нужно сокращать, с другой – направляют средства на строительство новых мазутных котельных. По словам эксперта, основная задача НОВАТЭКа – обеспечить условия для промежуточной перевалки СПГ с газовозов усиленного ледового класса (Arc7), которые идут с Ямала, на обычные СПГ-танкеры в районе Мурманска, а дальше на них переправлять газ в западном направлении, что снизит логистические издержки.

«Чтобы заручиться поддержкой местных властей, он (НОВАТЭК – G&M) и привлек старую тему газификации Мурманской области, которая сейчас снова актуализирована, прежде всего, в связи с очередным подорожанием цен на нефтепродукты, в том числе на топочный мазут», — полагает Александр Биев.

Он выразил уверенность в том, что даже в случае строительства перевалочного терминала в Мурманской области к 2022 году, ни о какой скорой и масштабной газификации всей территории региона и полном замещении мазута речи идти не может.

Первой станет Камчатка

Аналогичный проект по строительству перевалочного терминала СПГ и газификации региона с помощью отпарного газа НОВАТЭК собирается реализовать на Камчатке. В сентябре НОВАТЭК и правительство Камчатки подписали соглашение о сотрудничестве по строительству морского СПГ-терминала по перегрузке 20 млн тонн газа на юго-восточном побережье края. Для Камчатки этот проект еще более актуален, чем для Мурманска – регион уже частично газифицирован «Газпромом» за счет местных месторождений, однако добываемого газа уже недостаточно. В конце октября «Газпром» сообщил о том, что мощности Кшукского и Нижне-Квакчикского месторождений, работающих на полуострове, обеспечивают добычу и подготовку 750 млн кубометров газа в год, при этом спрос потребителей достигает 1,2 млрд кубометров газа в год.

В министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края G&M уточнили, что при работе морского перегрузочного комплекса (МПК) НОВАТЭКа будет образовываться, по предварительным расчетам, до 730 млн кубометров отпарного газа в год, который может быть поставлен в систему газоснабжения Камчатского края.

По данным Министерства ЖКХ Камчатки, стоимость мазута для края составляет порядка 30 тыс. рублей за тонну (с учетом НДС) и «имеет устойчивую тенденцию к росту» (последние поставки мазута осуществлялись по цене 31 тыс. рублей за тонну). Средняя цена на газ с учетом транспортировки и сбыта, по данным ведомства, составляет чуть больше 8 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров (с учетом НДС). «Вопрос цены отпарного газа для потребителей Камчатского края будет решаться после определения способа его транспортировки и стоимости необходимой для этого инфраструктуры», — добавили в министерстве.

НОВАТЭК как независимый поставщик может поставлять газ по свободной цене, однако скорее всего будет ориентироваться на региональные тарифы для промышленных потребителей. В пресс-службе НОВАТЭКа сказали, что будут готовы комментировать ситуацию по газификации Мурманской и Камчатской области «в процессе работы над проектами».

Кроме тарифов на отпарной газ, неясным остается вопрос способа и стоимости доставки газа до потребителя. Право на строительство газопроводов принадлежит «Газпрому», однако в пресс-службе «Газпром межрегионгаза» сообщили, что в рамках программы газификации регионов РФ, реализуемой компанией, инвестиционные проекты по созданию инфраструктуры для обеспечения поставки газа НОВАТЭКа потребителям Мурманской области и Камчатского края отсутствуют. В Министерстве ЖКХ Камчатки сообщили G&M, что Минэнерго РФ совместно с министерством РФ по развитию Дальнего Востока рассматривает несколько способов доставки газа для Петропавловска-Камчатского, «строительство газопровода – один из них». «По предварительным данным его протяженность (газопровода – G&M) составит около 200 км. В настоящее время прорабатывается его трассировка с учетом особенностей рельефа, наличием особо охраняемых территорий, нерестовых рек, ведется предварительный расчет стоимости проектирования и строительства», — уточнили в ведомстве, отметив, что решения о начале строительства инфраструктуры для газификации Камчатского края, определении инвестора и источника финансирования будут приняты правительством РФ.

АННА ЧЕРВОННАЯ

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *