- Аналитика, в Мире, Новости

Коронавирус: как заболевание в Китае влияет на нефтяной рынок

Известия из Китая о вспышке коронавируса усиливают свое влияние на нефтяной рынок: за прошедшую неделю стоимость топлива, в общей сложности, снижалась четыре раза. Апрельские фьючерсы на Brent, по окончанию торгов за 31 января, впервые за долгое время уменьшились до $56,660. Стоимость WTI за тот же месяц упала до $51,7. Акции крупнейших российских нефтяных компаний («ЛУКОЙЛа», «Роснефти», «Газпром нефти») потеряли 1,2%-2,5% за неделю. Иностранные компании также переживают не лучшие времена: стоимость ценных бумаг ExxonMobil уменьшилась на 4,12%, Chevron — на 3,82%, Saudi Aramco — на 0,73%.

«Когда людям страшно, они перестают двигаться»,- именно этой фразой аналитики Financial Times характеризуют реакцию нефтяного рынка на появление нового заболевания. Из-за ограничений, введенных китайским правительством с целью предотвратить распространение вируса, количество авиаперелетов, поездок по железной дороге и, в целом, перемещений граждан внутри страны может значительно уменьшиться. Остальные государства также стараются сократить риск заражения жителей, поэтому транспортное сообщение с Китаем и в частности с Уханем, где возникло заболевание, на какое-то время сведется к минимуму.

Этот фактор несомненно влияет на производство бензина, дизтоплива и реактивного топлива для самолетов, ведь если нет спроса, то и цена начинает падать, чтобы его вернуть. Кроме того, Китай, чья экономика считается второй в мире по уровню ВВП, является крупнейшим импортером нефти в мире: у него есть договоренности на поставки топлива с Россией, США, Саудовской Аравией, Бразилией и Ираном. Если государство перестанет потреблять нефть и нефтепродукты в таком же объеме, то экспортеры могут потерять часть своих доходов. Кроме того, сокращение импорта, хоть и кратковременное, способно оказать воздействие на работу НПЗ Китая и благосостояние людей, работающих на них. По расчетам Goldman Sachs, экономический рост страны может замедлиться на 0,4%.

Однако многие эксперты утверждают, что, несмотря на ограничение транспортного сообщения с Китаем, критического падения цены автомобильного и реактивного топлива не будет: самолеты продолжат летать, хоть и с меньшим количеством пассажиров, железнодорожные и грузовые перевозки также со временем войдут в обычный режим. Более того, снижение потребления нефти в Китае (по прогнозам Goldman Sachs на 300 тыс бар/сут) вряд ли окажет сильное воздействие на общемировой расход, достигающий 100 млн бар/сут.

Некоторые аналитики считают, что коронавирус можно считать «черным лебедем» для рынка — то есть неожиданной ситуацией, возникновение которой трудно было предсказать. Тем не менее, компании всегда должны быть готовы к непредвиденным обстоятельствам, даже если последствия не всегда понятны. В январе 2020 года цены на нефть росли и падали из-за событий в Иране и Ливии, поэтому многие трейдеры свою стратегию определили фразой «продавай сейчас, а беспокойся о финальных издержках потом». По мнению многих экспертов, за все время существования нефтедобычи компании научились преодолевать трудности разными оригинальными способами.  Тем не менее, чтобы полностью оценить масштаб данного события, понадобится еще минимум 10-15 дней.

Государства также понимают необходимость стабилизировать ситуацию на рынке, не допустить резкого изменения цен и защитить свои экономические интересы. Страны ОПЕК+, в составе которых лидирующее место занимают Россия и Саудовская Аравия, могут перенести встречу, запланированную в марте, на февраль. Данное предложение обусловлено необходимостью оценить ситуацию и решить, какие меры можно предпринять для предотвращения негативных последствий. Министр энергетики России Александр Новак сообщил журналистам, что Россия поддерживает данную идею:

«Мы можем раньше встретиться, это вообще не проблема. Очень оперативно встретиться при необходимости. Даже можем перенести. Мы обсуждали, что готовы перенести. По поводу сроков и даты — мы пока на стадии обсуждения, исходя из оценки ситуации».

Глава Минэнерго подтвердил позицию объединения стран-экспортеров и о том, что в настоящий момент рано говорить о тех шагах, которые нужно предпринять для стабилизации рынка:

«Я бы не говорил о конкретных мерах. Нам нужно более четко понимать, как будет развиваться ситуация, мы же не специалисты в области коронавируса. Мы смотрим, как это влияет на экономику, какие прогнозы, какие оценки ситуации. Пока довольно неопределенная ситуация.»

Коронавирус, появившийся в начале января в китайском городе Ухань, становится опаснее. Ученые доказали, что заболевание может передаваться от человека к человеку, при этом симптомы проявляются не сразу — инкубационный период длится от 1 до 14 дней. В Китае заразились примерно 2 тыс человек, из которых 50 погибли. Уже есть случаи проникновения вируса в другие страны — в России заболели двое. Тем не менее, власти Китая, ВОЗ и правительства других стран предпринимают значительные усилия, чтобы остановить распространение заболевания: ведется расшифровка генома вируса, способствующая появлению вакцины, а также уже разработан тест, помогающий выявить болезнь.

Все тексты автора — Дарья Молоткова

Дарья Молоткова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *