- Аналитика, Главное

Обзор газовых рынков за период с 18 по 24 января

Авторский обзор эксперта информационно-аналитического агентства RUPEC Александра Собко

По итогам обзорного периода цены на газ оказались на следующих уровнях:

Henry Hub (рынок США, фьючерс с поставкой в следующем месяце) — стоимость снизились на 0,2 до отметки в $2,5/млн БТЕ.

Биржевые цены на газ Европе (TTF, фьючерс с поставкой в следующем месяце) подросли на 0,5 до отметки в $7,7/млн БТЕ.

Цены спотового рынка СПГ в АТР резко снизились с $18,5 до $8,9/млн БТЕ.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона месяц поставки при расчёте индекса цен СПГ сменился с февраля на март, что привело к ожидаемому резкому снижению стоимости (строго говоря, даже и на пике спроса рекордные цены фиксировались именно для февральских поставок, а мартовские и тогда торговались на уровне $8+/млн БТЕ). Напомним, что для США и Европы мы приводим фьючерс с поставкой в следующем месяце как наиболее ликвидный индикатор, слабо зависящий от локальных всплесков. Но если для США и Европы одновременно существует и «настоящий» спотовый рынок (поставка на ближайший день), то в АТР в силу длительности транспортировки СПГ ценовые индикаторы пока рассчитываются заранее. Однако это не исключает возможности оперативной перекупки СПГ уже в азиатском регионе.

Рост цен в Европе отчасти связан с тем, что «Газпром» продолжает отбор из европейских ПХГ в ущерб экспорту, опустошая хранилища. Кроме того, на ближайшие месяцы компания перестала продавать газ на своей Электронной торговой платформе. Понятно, что «свой» газ из ПХГ Европы компания продаёт по текущим высоким ценам, так что с точки зрения дохода она ничего не теряет. При этом в потерях — неиспользованный, но предоплаченный украинский транзит. Можно дискутировать об оправданности такого подхода (например, можно было реально увеличивать экспорт — а что будет дальше, уже второй вопрос), но как минимум любопытно то, что компания использует различные, в том числе и нестандартные решения для достижения долгосрочных результатов на рынке.

В США число буровых установок на газ выросло сразу на 3 единицы (с 85 до 88), до этого также наблюдался рост, в основном по одной буровой в неделю. Очевидно, что объёмы бурения никак не успели бы среагировать на падение цен текущей недели. Пока же можно констатировать, что цена Henry Hub в $2,7/млн БТЕ в среднем устраивает большинство производителей, хотя в деталях картина сложней: в зависимости от региона разные и цены на газ, и себестоимость добычи.

Газовозы на СМП зимой: удастся ли масштабировать эксперимент?

Главным событием для российского рынка газа на прошедшей неделе стало успешное прохождение газовозом арктического класса Arc7 «Кристоф де Маржери» Северного морского пути (СМП) в январе без ледокольной проводки. Успех, правда, оказался немного омрачен тем, что у идущего днём позже газовоза «Николай Евгенов» вышел из строя один из трёх азиподов (двигателей), хотя судно может продолжать движение самостоятельно.

Локальным поводом для зимнего похода стали сверхвысокие цены на СПГ в Азии, которые жалко было «упускать». Но скорее — это только повод. Причины же в другом: по мере строительства всё новых заводов СПГ на Ямале и увеличения объёмов потенциальный экспорт бОльшей части нового СПГ (как происходит сейчас) в Европу может войти в противоречие с традиционным трубопроводным экспортом. Необходимо увеличивать экспорт в АТР и объёмы транспортировки по СМП в восточном направлении, в том числе и в зимний период. Понятно, что к каждому газовозу свой ледокол не приставишь, но в будущем, с ростом числа заводов и объёмов экспорта, возможны варианты: к примеру, ледокольная проводка с караваном судов в период наиболее сложной ледовой обстановки. Сейчас же тестируется и оптимальный вариант: самостоятельная проводка.

По цифрам же картина следующая: средняя скорость движения составила 9,5 узлов в час (для сравнения, согласно техническим характеристикам газовоза — скорость движения в открытой воде — 19,5 узлов, 5,5 узлов — во льдах толщиной до 1,5 метра). Таким образом мы видим снижение темпов движения в 2 раза по сравнению с «базовой». Даже несмотря на то, что на СМП приходится только часть пути, низкая скорость продвижения может увеличить себестоимость транспортировки на 50%, в таком случае она будет сравнима с западным маршрутом (при условии «стандартной» стоимости фрахта газовозов сейчас, на фоне высоких цен на СПГ, стоимость фрахта в 2-4 раза выше нормы). Одновременно напомним, что на Камчатке планируется строительство перевалочного комплекса для «обычных» газовозов, что снизит полную себестоимость транспортировки. Общая конфигурация логистики должна обеспечить максимальный вывоз в восточном направлении, приемлемую себестоимость и полную загрузку флота газовозов арктического класса. Оптимизация логистики вывоза сжиженного газа с Ямала в АТР — одна из непростых задач арктических проектов.

Источник: презентация «Новатэк»

Новые проекты СПГ: активность без конкретики

Позитивная конъюнктура на рынках СПГ закономерно привела к оживлению американских проектов сжиженного природного газа: да и планов там громадьё, а целый год уже упущен. Но пока конкретики немного. Commonwealth LNG (8,4 млн т) открыла тендер для оценки спроса на свой СПГ. Прогресс по проекту Jordan Cove (он интересен, в частности, тем, что находится на западном берегу, что облегчает экспорт в Азию) вновь откладывается: регулятор запросил новые экологические разрешения.

Чуть ранее глава Tellurian сообщал, что строительство завода Driftwood LNG (в нём участвует и компания Total) начнётся уже летом этого года, но никакой конкретики еще нет: гарантированных договоров на закупку СПГ пока недостаточно для начало строительства.

Из уже реализуемых новых проектов СПГ особое внимание к Восточной Африке. Остаётся напряжённой ситуация с вооружённым группировками в Мозамбике, где Total пришлось эвакуировать персонал со строящегося завода Mozambique LNG. В этих обстоятельствах можно предположить, что принятие инвестиционного решения по второму сухопутному СПГ-заводу Rovuma LNG (ExxonMobil) будет отложено до более спокойной обстановки в регионе.

Baker Hughes ожидает, что в текущем году во всем мире может быть запущено до четырёх новых проектов СПГ. Для сравнения напомним, что в прошлом году был дан старт всего одному небольшому проекту в Мексике.

Total: больше «зелени» и СПГ, меньше нефти

СПГ, как видно из новостей предыдущего раздела, занимает ключевую роль в портфеле Total. У компании доля газа в структуре энергоресурсов уже составляет 50%. Одновременно Total всё сильнее дистанцируется от нефти и всё больше заходит в самые разные сектора «зелёной энергетики».

Ярким событием прошедшей недели стала покупка (за $2,5 млрд) Total 20%-ной доли в индийском девелопере солнечных электростанций AGEL. Кроме того, компания объявила, что не будет продлевать членство в API (Американском институте нефти) на фоне того, что ряд позиций компании (в первую очередь по вопросам выбросов парниковых газов и смежными с ним) расходится с позицией API.

Напомним, неделей ранее компания сообщила о планах инвестиций в производство зелёного водорода во Франции (электролизёр на 40 МВт в «комплекте» с СЭС на 100 МВт).

Российский водород для Европы: риски избыточного оптимизма

В России активно обсуждаются водородные проекты с экспортным потенциалом. Можно говорить о формировании двух направлений. Первое – производство пиролизного водорода из метана (с потенциальным размещением заводов ближе к точке потребления, то есть в Европе). Это один из наиболее перспективных вариантов в контексте использования запасов газа и, скорее всего, экономики. Минус — мы только в самом начале пути с точки зрения технологий и опытных производств.

Второе направление – это выпуск «зелёного» водорода. Здесь пример последней недели — анонс будущего производства Enel и «Роснано» на основе ветростанций в Мурманской области. Продукт будет дорогим, и, вероятно, даже превысит по стоимости водород, произведённый подобным способом в Европе.

Это связано с тем, что для потенциального экспорта «зелёного» водорода помимо высокой стоимости производства существует ещё один вызов —  расходы на транспортировку. Безотносительно российских проектов, HSBS обращает внимание: если мы говорим о транспортировке вне трубопроводов, то водород намного дешевле будет перевозить в форме аммиака, который сжижается при -33 градусах по Цельсию.

Остаётся главный вопрос: нужны ли будут российские объёмы водорода Европе? «Зелёная энергетика» в среднем дороже традиционной, но «плюсом» для импортёров ископаемых видов топлива всегда являлась возможность самостоятельного производства ВИЭ. Поскольку водород оказывается одним из самых дорогих решений на рынке в «зелёном» сегменте, предстоит понять, захотят ли импортёры покупать такую энергию, если её можно генерировать самостоятельно?

Производитель электролизёров норвежская NEL уже объявила о планах довести к 2025 году себестоимость зелёного водорода до $1,5 за кг, при условии «дешёвой» возобновляемой энергии её стоимость для этого должна составлять $20 за МВт-ч. Напомним, что на прошлой неделе мы обсуждали оптимистичные оценки, что для получения водорода по $2 за кг необходима цена электроэнергии в $15 за МВт-ч (т. е. 1 рубль за кВт-ч) при уровне загрузки электролизёра в 70%. То есть, здесь мы видим прогноз снижения себестоимости даже при более дорогой электроэнергии на входе. Разгадка (помимо возможных различных вводных данных, таких как КИУМ электролизёра или стоимость капитала) может быть в популярных сейчас планах резкого удешевления капитальных затрат на строительство электролизёров.

Все тексты автора — Арина Барабанова

Арина Барабанова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *