- Аналитика, Главное, Нефть

Самое важное на рынке нефти за неделю

Оптимизм на рынке нефти, представлявшийся последние недели чрезмерным, ожидаемо сменился резким всплеском негативных настроений. Котировки нефтяных фьючерсов на маркерные сорта Brent и WTI, демонстрировавшие повышенные колебания внутри недели, завершили ее сильным 8% падением до уровней $37,56 и $35,22 соответственно.

Смена настроения обусловлена множеством факторов. Предупреждение ФРС о более длительном и масштабном ущербе от пандемии, опасения второй волны коронавируса, вызванные резким увеличением числа заражённых в Техасе, Калифорнии и других штатах. Растёт обеспокоенность инвесторов о влиянии расовых протестов на новые вспышки инфицирования. Все это стало поводом для давно назревшей коррекции рынка.

Вновь актуализировались рыночные опасения по поводу переполненности нефтехранилищ и чрезмерности запасов. По подсчётам экспертов компании Oanda, в мировом масштабе нераспроданными остались свыше 1,5 млрд баррелей. Избыток предложения продолжает давить на цены.

Положительные факторы, связанные с ограничением предложения и уменьшением величины дисбаланса, оказались полностью учтенными в выросших ценах. По оценкам аналитиков агентства МuFG, рост цен обогнал экономическую реальность и держался в основном за счёт потоков ликвидности, эмитированных мировыми центробанками. 

Предупреждение ФРС и данные о росте запасов нефти США стали лишь поводом для масштабной коррекции, в ходе которой трейдеры зафиксировали прибыль по удерживаемым длинным позициям в «бумажной» нефти .

По оценкам Goldman Sachs, из-за неопределённости перспектив спроса и навеса запасов цены на нефть могут снизиться до $33-35 за баррель. Вместе с тем, более существенного провала цен пока не ожидается и без обострения коронfвирусных рисков второй обвал котировок может и не состояться. 

Остается актуальным ожиданием достижение дневного баланса спроса и предложения. По обновлённому прогнозу ЕIA, спрос во втором квартале составит 83,8 млн бар, предложение — 92,6 млн баррель. Последний параметр был рассчитан без учета продолжающегося сокращения добычи по сделке ОПЕК+ в максимальном объеме, что может означать ещё большее уменьшение разрыва в июне. Дефицит предложения ожидается в третьем квартале, при котором спрос, по прогнозам агентства, вырастет до 94,9 млн баррель в сутки при предложении, остающимся в прежних пределах.

Все эти факторы, скорее всего, удержат цены в боковом диапазоне, без сильной просадки ниже уровня $30 за баррель.

ОПЕК

Решение ОПЕК+ о поддержании в июне максимальных объемов сокращения добычи оказало краткосрочное влияние на рынок и было уже учтено в ценах. На минувшей неделе акцент в восприятии действий альянса сместился на отказ королевства от дополнительного сокращения добычи на 1 млн баррелей и заявление министров России и Саудовской Аравии о переоценке перспектив глобального рынка на следующем заседании в июле. Инвестиционное сообщество увидело в этом знак возможного перехода альянса от максимального сокращения в 9,7 млн бар к умеренному — 7,7 млн баррелей, что фактически тождественно увеличению предлагаемых объемов до достижения рынком состояния баланса.

ОПЕК+ проявляет готовность к краткосрочному реагированию на ситуацию. Эксперты полагают, что в ближайшее время это может привести к повышенной волатильности рынков.

В то же время в экспертной среде преобладает мнение, что до достижения дневного баланса спроса и предложения ОПЕК+ будет стремиться сохранить максимальные ограничения. Вероятность ещё одного продления соглашения на август считается весьма высокой.

Нефтепродукты 

Одной из причин резкого отката рынка от сложившихся ценовых уровней считается отсутствие позитивной динамики в сегменте нефтепродуктов.

На минувшей неделе потребление бензина на ведущих рынках ЕС и США выросло на 2,7% и 4,6%, соответственно, по-прежнему оставаясь ниже докризисного потребления на 17-20 %.

Спрос на авиатопливо подскочил на 45% за счёт возобновления авиасообщения компаниями Сингапура, Южной Кореи, Японии, Гонконга,  оставаясь при этом на 60-65% ниже прошлогоднего уровня.

На рынке авиационного топлива, помимо низкого спроса, наблюдается тенденция роста убытка авиакомпаний, из-за неудачного хеджирования, ещё больше ограничивающего спрос. По данным компании Energy Intelligence, падение котировок авиационного керосина ниже хеджируемых цен вынуждает авиакомпании закупать топливо по контрактам хеджирования, а не по ценам рынка, находящихся на гораздо более низких уровнях.

Проблема приняла массовый масштаб. British Airwais, Iberia и Ryanair хеджировали до 90% своих потребностей в топливе. Убыток Air France оценивают почти в миллиард  долларов. Немецкая Lufthansa заявила, что падение цен ниже $45 приведёт к убыткам по операциям хеджирования в размере $800 млн. По оценкам Goldman Sachs, в США уровень хеджирования американских компаний составляет 66% и является самым значительным за последние 5 лет. В результате фактора хеджирования большинство авиакомпаний находятся в затруднительном положении, препятствующим быстрому восстановлению авиасообщения.

Сказывается действие и иных факторов, спрос на путешествия остаётся низким. Обнаруживается боязнь полетов из-за угрозы заражения и попадания в карантинный режим в другом государстве. 

Аналогичная ситуация наблюдается на рынке дизельного топлива, потребление которого считается главным индикатором промышленной активности. По данным EIA, за последние недели его запасы подскочили на невероятные 51 млн баррелей и достигли самого высокого уровня за последние 10 лет. Даже в Европе, где автомобилей с дизельным двигателем больше, чем в США, спрос сильно отстаёт от уровней, предшествовавших пандемии. Наблюдается уменьшение объёма грузоперевозок и количество грузовых транспортных средств, задействованных в строительстве и сельском хозяйстве. Слабый спрос на дизельное топливо не позволяет разгрузить огромные запасы и стабилизировать ситуацию на рынке дистиллятов в целом.

Рынок США

Макроэкономические показатели свидетельствовали о продолжении ранее обозначенных трендов. Добыча нефти в США вновь сократилась на 100 тыс. баррелей до 11,1 млн баррелей в сутки. Количество работающих буровых установок в очередной раз обновило рекордные показатели, уменьшившись ещё на 16 единиц до 206. При этом в Канаде оставалось лишь 7 действующих «вышек», что на 88% ниже уровня прошлого года.

Сокращение предложения происходило на фоне слабой активизации спроса и исчерпания потенциала факторов, ранее обеспечивающих положительную динамику.

По данным EIA, четырёхнедельный средний показатель потребления бензина в США упал на 22% к прошлому году, авиационного топлива — на 65%. Негативным показателем стало снижение доли внутренней добычи в нефтепереработке США и рост импорта. На минувшей неделе он вырос до 4,42 млн баррелей и превысил 30%-й уровень от всего сырья, поставляемого на НПЗ. В то же время показатель американского экспорта нефти снизился на 22% до 2,79 млн баррелей за счёт сокращения китайских и азиатских покупок. Часть американских экспертов усматривает в этих действиях Китая политическую преднамеренность.

Замещение импортом внутренней добычи характеризуется экспертами как результат потери сланцевыми компаниями части своей ниши на внутреннем рынке.

Между тем, сквозной темой многих комментариев по американскому рынку стала констатация высокой вероятности возобновления добычи со стороны сланцевых компаний и попытка использования ими текущей ценовой конъюнктуры. Никаких публичных заявлений на этот счёт на минувшей неделе не прозвучало, однако в реальности эти процессы начинают происходить. Эксперты полагают, что из неоднородной группы сланцевых компаний, борющихся за выживание в период низких цен, часть приступила к увеличению добычи, а часть рассматривает возможность бурения новых скважин.

Правительство США пытается оказать помощь сектору за счёт распространения на него программ монетарного стимулирования. Но количество адресатов этой помощи остаётся, по-прежнему, небольшим.

Запасы США 

Динамика запасов в США вновь вышла на угрожающую траекторию. 

Коммерческие запасы выросли на 5,7 млн баррелей в день и достигли уровня 538 млн бар, что превышает предыдущий рекорд в 535,5 млн, установленный в марте 2017 года. До 649 млн баррелей возросла заполняемость нефтехранилищ стратегического резерва. 

На увеличение запасов повлиял приток сырой нефти из СА из так называемой «танкерной армады», не уравновешенный ростом экспорта. Есть основание предполагать, что его пиковые объемы пришлись на минувшую неделю, в ходе которой под разгрузкой находилось большинство супертанкеров. В дальнейшем значение фактора саудовского импорта на динамику американских резервов должно снизиться.

Экспорт из Саудовской Аравии на текущий момент на 4 млн баррелей ниже апрельского значения и его большая часть предназначена азиатским клиентам.

Норвегия 

Пока замыслы США по оказанию помощи нефтяной отрасли вышли из вопросов текущей повестки, другие государства реализуют схожие по направленности меры. На минувшей неделе парламент Норвегии предоставил нефтяным компаниям отсрочку от уплаты налогов на сумму более $10 млрд для сохранения рентабельности отрасли в условиях снижения цен. Решение принято вопреки позиции правительства, призывавшего депутатов проявить характер и противостоять давлению нефтяного лобби. Однако более убедительными оказались аргументы о сохранении тысяч рабочих мест, привлечении новых инвестиций и новых компетенций. Получив поддержку, ведущие компании Норвегии — Equinor, Aker BP, ASA — подтвердили капиталовложения в разные проекты.

Норвежский прецедент интересен тем, что принят в условиях раскола гражданского общества и политического класса в отношении нефтяной отрасли. Большинство политиков, являющихся приверженцами зелёной энергетики, рассматривают решение как консервацию зависимости страны от нефти на длительный срок. Занимая лидирующие позиции в Европе по развитию ВИЭ и имея самую большую долю электромобилей, Норвегия позиционирует себя как страну, идущую в авангарде создания зелёной энергетики. Однако нефтяники умело встраиваются в доминирующий общественный дискурс, создавая представление о себе не только как о разведчиках и добытчиках нефти, но и как о поставщиках новых технологий, создающих новые компетенции для прорывного  развития ВИЭ.

Эксперты полагают, что поддержка парламентом снижения налогов для отрасли является показателем успешности развития этой линии.

Григорий Пименов

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *