Украина с 1 августа поднимет пошлины на российские нефтепродукты. Так, дизель прибавит в цене 3,75%, а газомоторное топливо — 1,75%. При этом это ещё не максимум: к осени пошлина на дизель округлится до 4%, а на топливо вырастет почти вдвое, до 3%. Об этом сообщил Андрей Герус в Фейсбуке.
Герус, представитель президента Украины, объясняет, что эти пошлины направлены на пополнение государственной казны и, как следствие, повышение уровня жизни: «Украинский бюджет дополнительно получит около двух миллиардов гривен в год. На мой взгляд, эти средства необходимо направить на расширение программы субсидирования малообеспеченных слоев населения».
Однако многие эксперты считают повышение пошлин не экономическим, а политическим шагом в ответ на расширение российских санкций (это даже указано в посте Геруса). Например, депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик оценил ситуацию весьма резко: «Как и все на Украине, это делается под прикрытием громких лозунгов о непрекращающейся, но пока безуспешной борьбе с Россией и ее «гегемонией» на рынке энергоносителей. Гордая независимая Украина готова наказать «супостата», заработав при этом два миллиарда гривен. И неважно, что пошлины приведут к повышению цен на украинских АЗС».
А повысятся ли цены на АЗС? Киев, например, не считает, что повышенные пошлины отразится на ценниках. Власть говорит о снижении завышенной надбавки трейдеров-импортеров, то есть, считают они, продавцам придётся опустить стоимость топлива, чтобы сохранить продажи. Факт существования повышенной маржи в ритейле бензина на Украине подтвердил аналитик консалтинговой компании UPECO Александра Сириенко для РИА Новостей, а также отметил, что в первых числах июля многие продавцы снизили цену на дизель и бензин. Так, на украинских АЗС ценники опустились на почти 1 гривну за литр. Теперь АИ-92 стоит 73,5 российских рублей, а 95-ый — без малого 76 рублей.
В связи с этим, украинский экономист Александр Дудчак видит в повышении пошлин надежную опору ритейлеров для возвращения старых цен. В интервью RT Дудчак отметил, что «дополнительные пошлины не столько снизят доходы поставщиков, сколько приведут к повышению цен на украинском рынке», а также считает, что «отдуваться придется гражданам Украины, которые в итоге будут платить больше».
Но не только дизель и бензин могут вырасти в цене. Из России на Украину приходят и другие виды газомоторного топлива: сжиженный нефтяной газ (СНГ), компримированный природный газ (КПГ, он же сжатый), сжиженный природный газ (СПГ). Причем доля этих продуктов из РФ только растёт. Более 70% поставок приходится на компанию «Роснефть», остальное экспортирует «Лукойл». За первое полугодие 2019 года импорт на Украине российского газомоторного топлива прибавил 44%, то есть 317,6 тыс. тонн.
При этом рост экспорта вырос в условиях российских санкций, что несколько парадоксально. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил ограничительные меры, которые начали работать с 1 июня, вследствие которых поставки нефти на Украину подлежат лицензированию и находятся в рамках квот Минэнерго, которые регулируются ежемесячно. «Лукойл» теперь экспортирует меньше: объем снизился с 20 тыс. тонн до 15 в месяц, а вот «Роснефть» с января по май отправила уже 200 тыс. тонн топлива.
Украина пыталась заменить российское горючее своим, но тщетно: по данным еnkorr, рынок автогаза вырос на 4,2%, но производство СУГ упало на 6,5%. Это вынудило Киев покупать топливо на Западе и доставлять их по воде. После введения российских санкций объем западного импорта вырос на почти в 7 раз. Очевидно, что отправка продуктов по морю значительно дороже, поэтому и совокупная цена выше по сравнению с тем, что предлагала ранее Россия. Цены на топливо, как сообщил коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко, выросли на треть (24,5 тыс. гривен за тонну), что привело к росту цен на АЗС в среднем на 2 гривны за литр по сравнению с апрельскими показателями.