- Аналитика

В свои ворота: Украина повышает пошлины на топливо

Украина с 1 августа поднимет пошлины на российские нефтепродукты. Так, дизель прибавит в цене 3,75%, а газомоторное топливо — 1,75%. При этом это ещё не максимум: к осени пошлина на дизель округлится до 4%, а на топливо вырастет почти вдвое, до 3%. Об этом сообщил Андрей Герус в Фейсбуке. 

Герус, представитель президента Украины, объясняет, что эти пошлины направлены на пополнение государственной казны и, как следствие, повышение уровня жизни: «Украинский бюджет дополнительно получит около двух миллиардов гривен в год. На мой взгляд, эти средства необходимо направить на расширение программы субсидирования малообеспеченных слоев населения». 

Однако многие эксперты считают повышение пошлин не экономическим, а политическим шагом в ответ на расширение российских санкций (это даже указано в посте Геруса). Например, депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик оценил ситуацию весьма резко: «Как и все на Украине, это делается под прикрытием громких лозунгов о непрекращающейся, но пока безуспешной борьбе с Россией и ее «гегемонией» на рынке энергоносителей. Гордая независимая Украина готова наказать «супостата», заработав при этом два миллиарда гривен. И неважно, что пошлины приведут к повышению цен на украинских АЗС».

А повысятся ли цены на АЗС? Киев, например, не считает, что повышенные пошлины отразится на ценниках. Власть говорит о снижении завышенной надбавки трейдеров-импортеров, то есть, считают они, продавцам придётся опустить стоимость топлива, чтобы сохранить продажи. Факт существования повышенной маржи в ритейле бензина на Украине подтвердил аналитик консалтинговой компании UPECO Александра Сириенко для РИА Новостей, а также отметил, что в первых числах июля многие продавцы снизили цену на дизель и бензин. Так, на украинских АЗС ценники опустились на почти 1 гривну за литр. Теперь АИ-92 стоит 73,5 российских рублей, а 95-ый — без малого 76 рублей. 

В связи с этим, украинский экономист Александр Дудчак видит в повышении пошлин надежную опору ритейлеров для возвращения старых цен. В интервью RT Дудчак отметил, что «дополнительные пошлины не столько снизят доходы поставщиков, сколько приведут к повышению цен на украинском рынке», а также считает, что «отдуваться придется гражданам Украины, которые в итоге будут платить больше». 

Но не только дизель и бензин могут вырасти в цене. Из России на Украину приходят и другие виды газомоторного топлива: сжиженный нефтяной газ (СНГ), компримированный природный газ (КПГ, он же сжатый), сжиженный природный газ (СПГ). Причем доля этих продуктов из РФ только растёт. Более 70% поставок приходится на компанию «Роснефть», остальное экспортирует «Лукойл». За первое полугодие 2019 года импорт на Украине российского газомоторного топлива прибавил 44%, то есть 317,6 тыс. тонн. 

При  этом рост экспорта вырос в условиях российских санкций, что несколько парадоксально. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил ограничительные меры, которые начали работать с 1 июня, вследствие которых поставки нефти на Украину подлежат лицензированию и находятся в рамках квот Минэнерго, которые регулируются ежемесячно. «Лукойл» теперь экспортирует меньше: объем снизился с 20 тыс. тонн до 15 в месяц, а вот «Роснефть» с января по май отправила уже 200 тыс. тонн топлива. 

Украина пыталась заменить российское горючее своим, но тщетно: по данным еnkorr, рынок автогаза вырос на 4,2%, но производство СУГ упало на 6,5%. Это вынудило Киев покупать топливо на Западе и доставлять их по воде. После введения российских санкций объем западного импорта вырос на почти в 7 раз. Очевидно, что отправка продуктов по морю значительно дороже, поэтому и совокупная цена выше по сравнению с тем, что предлагала ранее Россия. Цены на топливо, как сообщил коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко, выросли на треть (24,5 тыс. гривен за тонну), что привело к росту цен на АЗС в среднем на 2 гривны за литр по сравнению с апрельскими показателями. 

Все тексты автора — Никита Малашенко

Я учусь на факультете журналистики МГУ, изучаю деловую журналистику и медиабизнес. Сейчас активно учу нефть и газ, теорию пропаганды и механизмы продвижения. До конца магистратуры из Московского государственного ни ногой. С 16 лет я успел поработать в разных местах и на разных позициях: от корреспондента в районной газете до новостинка в Esquire, от бренд-менеджера в образовании до контент-менеджера кандидата в мэры Москвы, от сотрудника учебного центра до частного репетитора со своими сотрудниками и аудиторией более 2000 человек. Тем не менее, спустя неделю работы на новом месте часто говорю: «Понаберут непрофессионалов, вроде меня» (да, это цитата из «Галилео»).
Никита Малашенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *