- Главное, Как это работает

Где применяют СПГ

СПГ или сжиженный природный газ считается перспективной заменой нефтяному топливу по нескольким причинам:

— запасы газа в разы превышают мировые запасы нефти;

— стоимость перевозок при использовании газа снижается;

— при использовании СПГ меньше вредных выбросов в атмосферу.

По оценке «Газпром газомоторное топливо», основными потребителями СПГ станут магистральный — 33%, водный — 27%, карьерный — 23%, железнодорожный и сельскохозяйственный транспорт — 9% и 8% соответственно. Поскольку сжиженный природный газ имеет необычную форму хранения, то не всегда понятно, где и как его можно применять. Мы расскажем о некоторых популярных сферах использования СПГ.

СПГ для морского и речного судоходства

Обычно для заправки морского и речного транспорта используют дизельное топливо, флотский мазут или морской газойль, но развитие СПГ-проектов дало возможность применять в качестве топлива и сжиженный газ. На нем могут работать как грузовые суда и ледоколы, так и военные корабли, морские паромы, круизные лайнеры.

Большим преимуществом СПГ являются его экологические характеристики — он не содержит серы и других вредных примесей. Комитет Международной морской организации (IMO) официально утвердил запрет на перевозку морского топлива с содержанием серы более 0,5%, который вступит в силу с 1 марта 2020 года. Это приведет к тому, что многие виды топлива, используемые в судоходстве, станут неактуальными в следующем году.

С экономической точки зрения, при использовании СПГ значительно уменьшается стоимость обслуживания двигателей. Помимо этого, исключаются ещё и затраты на очистку отработанных газов.

Заправка, или по-другому бункеровка, судов возможна тремя способами:

  • с автоцистерны на судно (подходит для портовой техники, например, плавучих кранов, буксиров);
  • с берегового хранилища на судно;
  • с судна на судно (со специального судна-бункеровщика).

Последний вариант бункеровки считается оптимальным, он позволяет сократить энергопотери и дает большую гибкость, исключая необходимость судну подходить к конкретному причалу. Судно-бункеровщик может обеспечивать круглосуточную и круглогодичную заправку СПГ судов.

СПГ для железнодорожного транспорта

Газотурбовоз и газотепловоз — локомотивы, работающие на сжиженном природном газе. Их отличия в том, что первый работает на газотурбинном двигателе, а второй — на газопоршневом.

Эти локомотивы оптимальны на неэлектрифицированных железнодорожных участках. С их помощью удобно перевозить большие грузы, сокращая при этом потребность в локомотивах и локомотивных бригадах.

Так же, как и при использовании на других видах транспорта, применение СПГ в железнодорожной отрасли сократит вредное влияние на окружающую среду и снизит себестоимость транспортных перевозок. Газотурбовоз на СПГ сможет проехать без дозаправки около 1000 км.

В то же время локомотивы на СПГ очень шумные. А по сравнению с дизельным топливом СПГ занимает в два раза больший объем, выделяя такое же количество энергии.

В будущем локомотивы на сжиженном природном газе будут востребованы в Арктике, где используют только экологически чистый транспорт.

СПГ на карьерной технике и в сельскохозяйственном производстве

На горных предприятиях СПГ применяется как моторное топливо для карьерных автосамосвалов, экскаваторов, буровых станков. В отрасли считают, что применение на карьерном транспорте сжиженного природного газа ощутимо сократит экономические затраты, так как работа на горной технике практически непрерывна и требует большого количества топлива. Также выбор в пользу природного газа повысит безопасность использования техники.

В сельскохозяйственной сфере СПГ подходит не только для автомобилей, комбайнов, тракторов и подобных механизмов. В этой отрасли сжиженный газ имеет широкое применение, его можно использовать и для таких неочевидных вещей, как:

— сушка семян, фруктов, корнеплодов, злаков;

— копчение сельхозпродукции (рыбы, мяса, птицы);

— приготовление кормов, обогрев птичников и коровников, защита теплолюбивых растений от заморозков в открытом грунте и др.

СПГ для автомобилей

Для заправки автобуса, грузового и легкового автомобиля СПГ тоже можно использовать. Практически любой транспорт, работающий на бензине, и большинство дизельных могут быть переведены на сжиженный газ. Для этого можно либо своими силами установить криогенный бак на имеющуюся технику, либо сразу купить специальный автомобиль с газобаллонным оборудованием.

Также преимущества у СПГ двигателя в том, что на нем сократится расход топлива и масла, снизится износ деталей, уменьшится шумовое воздействие. Компания Volkswagen оценила, что тягач с СПГ двигателем может проехать до 1600 км без дозаправки. В целом, расходы на топливо при использовании СПГ ниже на 30-50%. Экологическое преимущество — содержание вредных веществ в виде окиси углерода в выхлопах в 5 раз ниже.

Тем, у кого возникнет желание перейти на альтернативу традиционному нефтяному топливу нужно понимать, что стоимость переоборудования автомобиля достаточно высока. При этом машина потребует специального обслуживания, а ее вес увеличится на 400 – 950 кг. Но об этом мы подробнее напишем в другой заметке.

Екатерина Волкова

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *