- Бензин, Главное, Нефть, Новости

Правительство ищет экстрамеры стабилизации рынка топлива

Правительство РФ ищет экстренные меры стабилизации внутреннего рынка топлива, поскольку очередная корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе на нефть уже невозможна, приводит «Интерфакс» заявление директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова.  Введение заградительной пошлины на нефтепродукты, по словам чиновника, может крайне отрицательно сказаться на нефтеперерабатывающей отрасли.

«Снижение акцизов и корректировка демпфера больше не сработает, дифференциал в ценах внутреннего рынка и на экспорт слишком большой. В этом случае перекупщики смогут покупать товар и вывозить на экспорт и зарабатывать на этом деньги, поэтому дальше снижать акциз или демпфер невозможно», — считает глава департамента Минфина.

Как отметил А.Сазанов, снижение акцизов на топливо на 2019 год или корректировка демпфирующего механизма не обсуждается.

Он подчеркнул, что введение заградительной пошлины усилит кризисные явления в нефтепереработке, в частности, из-за снижения маржи на внутреннем рынке и при экспорте. Сильнее всего, по его мнению, пострадают независимые НПЗ: «Заградительная пошлина убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ».

Независимые НПЗ, покупающие нефть на рынке, если обрушить стоимость корзины нефтепродуктов на выходе, уйдут в отрицательную маржу переработки, считает чиновник. « Тут же начнутся ремонты установок первичной переработки, что повлечёт очаговые локальные проблемы на внутреннем рынке, поэтому экспортные пошлины, на мой взгляд, точно вводить не стоит», — добавил он.

«Дальше снижать акциз или корректировать демпфер тоже не сработает. Прижимаете цену, но поскольку дифференциал между внешней ценой в Роттердаме и внутренней уже настолько велик, что заплатив акциз и экспортную пошлину, вывезя нефтепродукты туда, вы все равно заработаете 2-3 тысячи руб. на тонну. Это бесполезно. Если вы увеличите объём поставок товара на биржу, он вымоется и уйдёт на экспорт. Поэтому методы налогового и тарифного стимулирования достаточно ограничены, потому что этот дифференциал слишком большой стал», — пояснил А.Сазанов.

По словам чиновника, ситуация на топливном рынке может быть урегулирована путем переговоров с крупнейшими игроками и вертикально-интегрированными компаниями.

По словам директора департамента, решение о снижении демпфирующей надбавки по дизельному топливу до 45 тыс. руб. и по бензину до 50,4 тыс. руб. уже оформлено в виде поправок в законодательство.

В настоящее время биржевые цены на нефтепродукты, согласно сайту СПбМТСБ, демонстрируют непрерывный рост уже 2 месяца подряд. При этом, как свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК, розничные цены на бензины в целом стабильны, растут лишь точечно в некоторых регионах России.

Похожая ситуация резкого роста цен на топливо наблюдалась в мае этого года. Тогда правительство пошло на ряд экстраординарных мер: снижение с 1 июня акцизов на бензин на 3 тыс. руб. с тонны и на дизельное топливо на 2 тыс. руб. с тонны от действующих ставок, отказ от планового повышения акцизов на 700 руб., которое было предусмотрено в бюджете РФ с 1 июля 2018 года, завершение налогового маневра к 2024 году, введение отрицательного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой в зависимости от цен на нефтепродукты на внешних и внутренних рынках и введение заградительной пошлины на нефтепродукты в размере 90% от пошлин на нефть в случае резкого роста цен на нефть и нефтепродукты.

В принятом пакете законов о завершении налогового маневра в нефтяной сфере предусмотрено введение в формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям демпфирующего коэффициента. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. Внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина окончила факультет Международной журналистики МГИМО, а затем работала нефтегазовым обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редакторов в международном ценовом агентстве Argus Media.
Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *