- в России, Новости

В России растет стоимость аренды нефтебензиновых цистерн

Аренда нефтебензиновых цистерн в январе 2020 года значительно увеличилась по сравнению с показателем прошлого года, сообщает Argus Media. Суточная плата в настоящее время доходит до 1140-1190 руб без НДС, что на 190-200 рублей больше, чем в январе 2019 года. Основными причинами сложившейся ситуации эксперты считают дефицит подвижного состава и консолидацию рынка транспортировки нефти по ж/д крупными игроками.

Рост цен на аренду цистерн во многом обусловлен повышением тарифов ОАО РЖД на грузоперевозки, которые должны оплачивать компании, предоставляющие услуги по поставке нефти и нефтепродуктов по железной дороге. По данным ФАС, в 2020 году стоимость транспортировки вырастет на 3,5%, поэтому корпорации стараются предотвратить возможные убытки. РЖД повышает тарифы не в первый раз: по информации газеты «Ведомости», в 2014 году компания подняла цены на перевозку нефти на 5,3%, в 2015 — на 18,4% (с учетом НДС), в 2016 — еще на 9%. Однако в этом году увеличение тарифов стало не таким резким, и по прогнозам ФАС в течение 5 лет цена будет расти на 0,1% ежегодно.

По мнению экспертов, большое влияние на стоимость аренды оказала консолидация рынка. Крупные игроки стремятся к объединению с менее значительными компаниями, что часто приводит к повышению тарифа. Например, частная транспортная компания RAILGO приобрела около 10 тыс цистерн, произведенных на «Уралвагонзаводе», у Modum Trans. Сделка была окончательно завершена в марте 2019 года и позволила корпорации стать третьей по величине компанией по количеству собственных цистерн. Опередили ее только «Трансойл» и «Нефтетранссервис». Последняя, к слову, весной 2018 года приобрела железнодорожный парк ОТЭКО, предоставлявшей цистерны в аренду по цене значительно ниже рыночной, чем пользовались многие поставщики. Кроме того, в это же время «Нефтетранссервис» купил еще и 2,5 тыс нефтебензиновых цистерн у транспортной компании Казахстана Tengiz Trans Group.

Недостаточное обновление железнодорожного парка в сфере грузоперевозок и списание большого количества цистерн из-за окончания их срока использования также повлияли на стоимость аренды. Чем меньше рабочих вагонов находится в обороте, тем выше цена за пользование ими. И РЖД, и компании стараются бороться с дефицитом необходимых средств для транспортировки и сделать акцент на производстве инновационных вагонов, имеющих дополнительную нагрузку (около 25 тонн против 23,5 тонн у обычных).

В 2019 году наблюдалось снижение объема поставок нефти и нефтепродуктов по железной дороге: уровень погрузки снизился на 1,9% до 232 млн тонн. Во многом это связано с тем, что нефтепровод «Транснефти» «Восточная Сибирь-Тихий океан» был запущен на максимальную мощность и взял на себя часть большую часть поставок на Комсомольский НПЗ «Роснефти». Раньше сырье доставляли по трубопроводу только до пункта налива, а потом эту задачу брала на себя железная дорога.

Кроме того, снижение поставок связано с доминированием производства светлых нефтепродуктов над темными, которые традиционно поставляют железнодорожным путем. Такое перераспределение в производстве вызвано налоговым маневром, вызвавшим изменения в работе НПЗ, и экологическими требованиями, в частности соглашением IMO-2020. Несмотря на все изменения, РЖД старается вернуть предыдущий объем поставок, предлагая скидки компаниям-производителям.

Все тексты автора — Дарья Молоткова

Дарья Молоткова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *