- в России, Новости, Тенденции, Энергетика

«Газпром нефть» зашла в водородную долину

 «Газпром нефть» вступила в совет индустриальных партнеров консорциума «Технологическая водородная долина» для реализации проектов по разработке технологий получения, транспортировки, хранения и использования водорода, а также утилизации углекислого газа.

Водород — один из наиболее перспективных энергоносителей будущего, возможная альтернатива углеводородному топливу. Он экологичен и имеет большую энергоемкость на 1 кг массы: при сгорании он выделяет примерно в 4 раза больше энергии, чем бензин.

Сегодня компания уже производит более 100 тысяч тонн водорода на своих площадках, а в планах до 2024 года — выход на показатель в 250 тысяч тонн.

Вероятно, что дополнительные объёмы водорода, которые будут производиться, должны быть с нулевым или минимальным углеродным следом, иначе смысла в таком дополнительном производстве нет, считает аналитик Rupec Александр Собко.

«С учётом специфики работы компании можно предположить, что это будет в первую очередь «голубой водород», при производстве которого выделяющийся углекислый газ улавливается и далее закачивается в пласт», — отмечает он.

Напомним, что с 2015 года «Газпром нефть» занимается проектами по улавливанию углекислого газа и закачке его в нефтяные пласты для поддержания пластового давления и увеличения нефтеотдачи. Такие технологии применяются на месторождении Русанда компании NIS в Сербии — совместного предприятия «Газпром нефти» и Правительства Сербии.

Вместе с тем, важно разрабатывать не только собственное производство углеродонейтрального водорода, но и технологии его хранения и, главное, транспортировки. Российская стратегия в области водородной энергетики предполагает наращивание экспорта этого продукта

По словам директора по технологическому развитию «Газпром нефти» Алексея Вашкевича, у России есть огромный потенциал для того, чтобы занять коммерческую нишу на глобальном рынке квот по утилизации CO2.

Сдерживать этот процесс будет не столько само развитие новых производств, но в первую очередь масса неопределённостей в сфере транспортировки, считает Собко.

«Здесь есть варианты — трубопроводный транспорт, экспорт в сжиженном виде, экспорт в виде аммиака, а также в виде других соединений, являющихся «носителями» водорода. Пока всё это достаточно дорогие решения», — говорит аналитик.

Успехи в решении транспортной проблемы во многом определит и успех всей экспортной стратегии, заключил он.

Все тексты автора — Анна Клишина

Анна Клишина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *