Газомоторное топливо — дешевая и более экологичная альтернатива дизельного, но пока лишь немногие автовладельцы или компании, владеющие автопарком, решаются на него перейти. Пожалуй, ключевой причиной является недостаточно развитая инфраструктура в стране в целом. Шесть лет — ровно столько федеральное правительство занимается газификацией регионов (субсидии, закупка новой техники и переоборудование старой), — пока недостаточный срок для кардинальных изменений.
По мнению экспертов компании «Газпром газомоторное топливо», для развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) в России требуется построить широкую сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и обеспечить рост количества транспорта на газомоторном топливе до 30 тысяч единиц техники ежегодно в течение ближайших 5 лет.
Сегодня отечественные автопроизводители выпускают 150 моделей техники, работающей на компримированном природном газе (КПГ). В стране только 150 тысяч машин, которые используют его в качестве топлива.
Тем не менее среди регионов России есть и те, кто за последние годы газифицировал большую часть техники и на чьей территории появились десятки газовых заправок. В пятерку регионов-потребителей природного газа для транспорта входят Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская и Свердловская области, а также Республика Татарстан.
Рекордсмен по количеству АГНКС — Ставропольский край, их там целых 20. Чуть меньше их в Татарстане (19) и Краснодарском крае (18).
Всего на территории России 375 АГНКС. Большая часть сосредоточена в европейских и юго-западных регионах, меньше — в Сибири. Они почти не встречаются в северных и дальневосточных регионах.
Юг России является ключевым потребителем природного газа в качестве моторного. По данным «Газпрома», по объемам реализации лидирует Краснодарский край (50 млн куб. м), далее следуют Ставропольский край (37 млн куб. м) и Ростовская область (33 млн куб. м). Южные регионы являются рекордсменами по количеству АГНКС. За последние три года на территории Южного федерального округа (ЮФО) появилось 34 новые газонаполнительные станции.
В 8 регионах реализуются инвестиционные проекты по развитию рынка газомоторного топлива. В их число входят Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Удмуртия, Калининградская, Самарская, Волгоградская область, а также Мордовия. В
Татарстане работает программа субсидирования переоборудования техники на метан. Возмещается 30% от стоимости установки газобаллонного оборудование (ГБО). С 2012 года объем реализации природного газа в Татарстане вырос в 8 раз. Республика стала лидером по темпам развития рынка газомоторного топлива.
В трех регионах — Санкт-Петербурге, Кировской и Кемеровской области — отменен транспортный налог для газомоторной техники, в 19 субъектах по нему установлены льготы.
Сахалинская область снизила его наполовину. Здесь также действует программа льготного переоборудования техники на ГБО — затраты компенсируются на 70%. Количество автотранспорта на газомоторном топливе в регионе за последние три года увеличилось в 8 раз, до 900 единиц. В пятерку лидеров по уровню реализации газомоторного топлива Сахалинская область не входит, так как в регионе действует только одна АГНКС.
Развитие газомоторного рынка названо одной из важнейших задач для государства с учетом планов по росту добычи газа в стране и все ужесточающихся экологических требований. Согласно программе Минэнерго по развитию моторного топлива в России к 2024 году, планируется увеличить количество газозаправочных станций в стране с 375 до 1400.
Зульфия Хамитова
ред. — Анна Клишина