- Аналитика, Главное

Кто виноват в загрязнении «Дружбы»?

27 апреля премьер-министр России Дмитрий Медведев дал неделю на поиск виновных в попадании некачественной нефти в трубопровод «Дружба». На данный момент в вопросе объема нечистой нефти нет консенсуса: российские компании озвучивают цифру 100-300 тыс. тонн, представители «Белнефтехима» говорят об 1 млн тонн (на территории одной только Белоруссии). Источники в нефтяных компаниях, с которыми поговорили репортеры Gas&Money, уверены, что речь идет о гораздо большем объеме — от 3,5 миллионов тонн.

По словам официального представителя «Транснефти» Игоря Демина, загрязнение произошло на участке Самара—Унеча, в зоне деятельности компании «Самаратранснефть-Терминал». Хлорорганические химические реагенты называются тем самым веществом, присутствие которого в объёме выше допустимого ухудшило качество нефти. Загрязнение произошло умышленно, добавил Игорь Дёмин.

Однако 29 апреля «Самаратранснефть-Терминал» отвергла причастность к закачке загрязненного продукта в трубопровод «Дружба». В официальном заявлении компании сообщается, что она «не имеет и не может иметь никакого отношения» к этому. Упомянутый терминал был продан компанией в 2017 году ООО «Нефтеперевалка». Таким образом, он не находится на территории завода. Какие-либо коммерческие отношения между «Нефтеперевалка» и СТНТ в настоящий момент отсутствуют, подчеркивают в компании. СТНТ  нефтеперерабатывающий завод, который не имеет отношения к сдаче нефти в трубопровод, и в настоящий момент на территории СТНТ подключения к трубопроводу не происходят, говорится в заявлении «Самаратранснефть-Терминала».

«Заявление представителя Транснефти Игоря Демина некорректно и наносит урон деловой репутации «Самаратранснефть-Терминал». В связи с этим СТНТ намерена обратиться в суд,» —  сообщил Антон Томилов, первый заместитель генерального директора компании.

Дихлорэтан обычно добавляется с целью повысить уровень нефтеотдачи, после чего скважинная жидкость очищается. Если это не происходит, происшествие расценивается как результат халатности. По мнению главы Rupec Андрея Костина, для такой концентрации вещества в 1 млн тонн нефти нужно залить порядка 58 тонн этого вещества (две железнодорожные цистерны). Если это произошло намеренно, утверждает А. Костин, «операция» возможна при наличии доступа и к нефтяному резервуару, и к трубопроводу.

Заместитель главного редактора ИД «Коммерсантъ» Дмитрий Дризе усомнился в том, что обвинения в адрес компании справедливы.

«Уж больно оперативно нашли виноватого, да какого — малую неизвестную компанию. Она ответить-то толком не сможет,» — заявил журналист.

Сергей Доренко, главный редактор радиостанции «Говорит Москва» выдвинул гипотезу о том, что источник загрязнения — закаченная венесуэльская нефть. Расчёт был на то, что она постепенно смешается с чистой нефтью. Поиск политической причины в данной ситуации сомнителен, утверждают источники «Коммерсанта». Однако напомним, что компания «Роснефть» реализует совместные проекты с венесуэльской нефтегазовой государственной компанией PDVSA.

Белоруссия и Украина приостановили транзит. Сейчас российский углеводород не закупают Польша, Германия, Чехия, Венгрия и Словакия. Возбуждено уголовное дело, ведётся следствие. Требуемая сумма компенсаций составляет $100 млн.

Два источника Gas&Money в нефтегазовой отрасли добавляют, что об ухудшении качества сырья в трубопроводе на участке Самара—Унеча «Транснефти» должно было известно примерно за неделю до того, как Белоруссия выпустила официально сообщение. Тем не менее, пока способы решения проблемы так и не найдены. Европейские страны отказываются закупать сырье с измененным качеством по трубопроводу «Дружба», а очистка трубопровода может занять время.

Александра Пономарёва, Анна Клишина

Все тексты автора — Марина Тимофеева

Марина Тимофеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *