- Бензин, Главное, Мнение

Как можно сдержать рост цен на бензин?

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза России

Текущее увеличение обязательных нормативов объёмов реализации на АО «СПбМТСБ» в рамках совместного приказа ФАС и Минэнерго, не привело к расширению предложения и к корректировке цен на бирже. При восстановлении спроса со стороны потребителей не произошло возрождение производства нефтепродуктов после прошлогоднего спада из-за пандемии коронавируса. Отметим, что нормативы у нас привязаны к текущему объёму производства. Так, в январе 2021 года общий объём реализации на АО «СПбМТСБ» АИ-92 и АИ-95 был ниже на -44,0% и -23,8% относительно января 2018 года, на -35,2% и больше на 0,8% относительно января 2019 года и на -32,4% и -5,6% относительно января 2020 года соответственно. 

В свою очередь, разрабатываемая в настоящий момент корректировка параметров демпфера тоже не даст ожидаемого эффекта. Фактически эта мера незначительно повысит рентабельность нефтепереработки, но без дополнительного фискального стимула не следует ожидать тех объёмов, которые необходимы для перекрытия повышения спроса в высокий сезон. Пора уже расстаться с губительным для экономики страны мифом о том, что «демпфирующий механизм» положительно воздействует на динамику топливных цен. В 2020 году демпфер стал налогом на кризис для отечественных нефтяных компаний, которые в условиях резкого падения доходов вынуждены были вносить дополнительные платежи в бюджет. При этом смешно подавать в качестве достижения рост цен на топливо ниже уровня инфляции, когда они должны были падать при таком резком падении стоимости нефти. Топливный кризис 2018 года был преодолён путём оперативного снижения ставок акцизов на топливо, поэтому решение грядущего кризиса лежит именно в фискальной плоскости.

В преддверии начала сезона высокого спроса на топливо необходимо принять следующие меры:

Во-первых, снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. Это снизит нетбэки и расширит маржинальность НПЗ, повысив привлекательность поставок на внутренний рынок. Наиболее оптимальным по нашему мнению является снижение ставок акцизов до уровня лета 2018 года, когда 8 213 руб/тонна — бензин и 5 665  руб/тонна — дизель. И не менее 4-х лет оставить на этом уровне и не повышать. 

Во-вторых, отменить демпфер или скорректировать его значения с учётом отраслевых ожиданий, а не лишь согласно логике Минфина, которая вот уже третий год доказывает свою несостоятельность. Союз по-прежнему считает необходимым отменить демпфер, который вместо заявленной при его разработке цели — сглаживать влияние колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок — выступает в качестве дестабилизирующего фактора, о чём напрямую говорят повышенные выплаты в бюджет в условиях падения мировых котировок, а косвенно – регулярно возникающая необходимость корректировки его параметров (демпфер скорректировали 2 раза за 2 года и 3 месяца его существования). В настоящее время нет никаких количественных оценок положительного воздействия демпфера на ценовую динамику в топливной рознице. Напротив, в 2020 году, когда цены и в оптовом, и в розничном сегменте могли падать, они продолжали рост именно по причине высоких демпферных выплат в бюджет РФ (в критические для отрасли месяцы выплаты были сопоставимы с размером акциза). 

В-третьих, увеличить нормативы обязательных объёмов реализации на АО «СПбМТСБ» до 25% по бензинам и 15% по дизельному топливу. При этом действие фискального стимула необходимо сохранить лишь для тех НПЗ, которые выполняют указанный норматив.

Реализация этих мер приведет к стабилизации ситуации на рынке моторного топлива, а также нефтепереработке в среднесрочной перспективе.

Все тексты автора — Дарья Молоткова

Дарья Молоткова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *