Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Если дефицит бензина не будет вызваться искусственно, например, одновременной приостановкой работы ряда НПЗ на ремонтно-профилактические работы, то риски топливного кризиса незначительны.
Рост цен на топливо, скорее всего, еще будет наблюдаться некоторое время, поскольку корректировки в демпфирующий механизм заработают только с 1 мая. А сейчас ценники на АЗС просто догоняют оптовые цены, поскольку последние росли с конца прошлого года гораздо более интенсивными темпами.
Потенциал роста можно посчитать исходя из текущих оптовых цен автомобильного бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и цен, заложенных в документах о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли от 2018 года. Пиковая цена АИ-92 на СПбМТСБ в конце прошлой недели была на уровне 55,75 тыс. руб. за тонну, а, согласно вышеупомянутым документам, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 в 2021 году установлена в размере 61,74 тыс. руб. за тонну. То есть допустим рост еще в пределах 10,7%. В свою очередь, внутренняя цена бензина, которая устанавливается нормативно, ориентирована в немалой степени на биржевую.
Российские власти смогут более-менее успешно сдерживать рост цен на топливо в большинстве просматривающихся вариантов. Риски резких скачков цен возможны только, что называется, в частном порядке: если будет дефицит бензина, и нелегальные перекупщики будут продавать его по двойной, а то и тройной цене. Но это уже вопрос контроля бесперебойной работы НПЗ.