Россия не дает Белоруссии согласия на поставки нефти из Казахстана. Об этом сообщил президент Республики Александр Лукашенко на совещании по вопросам повышения эффективности реализации нефтепродуктов на экспорт.
Сложившуюся ситуацию по поставкам нефти «от нашего другого союзника» Лукашенко назвал «странной» и добавил, что будет разбираться.
По словам главы Республики, на данный момент Минск не может в полном объеме заменить российскую нефть, поэтому страна стремится к диверсификации поставок. Необходимо, чтобы 30–40% сырья Белоруссия покупала у России, 30% завозила с Балтики и 30% — через Украину, заявил президент.
«Мы должны на практике посмотреть, во что это выльется. А так братья с востока пугают, что это будет очень дорого. Мы также, не посчитав, не попробовав, думаем, что мы не справимся. Поэтому принято решение закупить, будь то азербайджанскую, саудовскую, норвежскую, американскую, — не важно, какую нефть, — по мировым ценам. Поставить на наши нефтеперерабатывающие заводы и получить нефтепродукты из этой нефти. То есть из альтернативных источников, конечно, не исключая главного нашего поставщика — Российскую Федерацию», — сказал президент.
Напомним, что экономические условия, в которых Минску приходится сейчас работать, усложнились из-за проведения налогового маневра в России. С ноября 2019 года страны вели переговоры о механизме компенсации белорусской стороне выпадающих доходов бюджета. Как отмечают эксперты, налоговый маневр приведет к удорожанию нефти для Белоруссии и снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, которые являются основным источником формирования профицита бюджета и направляются на погашение внешнего госдолга. Так как Минск хочет покупать сырье по внутрироссийской стоимости, а РФ это категорически не устраивает, стороны приостановили переговоры о тарифах на транзит нефти.
Альтернативу российской нефти Белоруссия искала недолго. 20 января стало известно, что Минск закупил у Норвегии 80 тыс. т нефти, которую поставят на нефтеперерабатывающий завод «Нафтан» через литовский порт. Как ранее писал «Gas and money», Минск закупил норвежскую нефть с месторождения Johan Sverdrup в Северном море, где сырьё имеет схожие с российской маркой Urals характеристики.