- Аналитика, в Мире, Главное

Рынок нефти 2019 — итоги года

Уходящий год на рынке нефти нельзя назвать поворотным или историческим. Не было ни существенных скачков цен, ни глобальных решений, перекраивающих карту мира или кардинальным образом меняющих отношения между участниками рынка. Тем не менее, хотелось бы, «закрывая сезон», вспомнить и перечислить ключевые события в отрасли, которые говорят нам о тенденциях на рынке и о том, что нам готовит год грядущий. 

Пожалуй, самым важным событием для российских нефтяников в этом году стало загрязнение нефтепровода «Дружба», а для всего мира —  IPO Saudi Aramco, одной из крупнейших нефтяных компаний мира. 

В целом, 2019 год можно с уверенностью назвать стабильным с точки зрения цен, чему поспособствовало сохранение в силе соглашения стран ОПЕК+ по сокращению добычи.

Цены на нефть в 2019 году, по сравнению с волатильным предыдущим, колебались в коридоре менее $10 за баррель: с $58 по $66 за баррель. ОПЕК+ продолжит сокращать добычу сырья, что может пролонгировать сдерживающий эффект на цены. Дополнительное ограничение на добычу нефти еще на 500 тыс. баррелей в сутки, о котором стало известно в начале декабря 2019 года, в следующем году приведет к общему сокращению в 1,7 млн барр. в сутки. При этом Россия в 1 квартале следующего года должна сократить добычу на 70 тыс. баррелей, то есть общая квота для нашей страны вырастает до 300 тыс. баррелей в сутки.

Серьезно ударила по международной репутации российской нефтянки настоящая химическая катастрофа, произошедшая на нефтепроводе «Дружба». В апреле 2019 года на ветке трубопровода, по которой из Белоруссии в Польшу поставляют российское сырье, зафиксировали в нефти примеси хлороорганники. Эти вещества сказались на исправности оборудования. Следственный комитет России возбудил несколько уголовных дел в связи с загрязнением нефти. Удалось установить, что некоторые сотрудники дочерних структур «Транснефти» получали взятки за то, что допустили в систему некачественное сырье от самарской компании «Нефтеперевалка». Сейчас конфликт между Россией и грузоотправителями находится на этапе выплат компенсаций за причиненный ущерб. В сентябре «Транснефть» зарезервировала на эти нужды 23 млрд рублей. Для того, чтобы подобных ситуаций больше не возникало, «Транснефть» намерена ввести обязательную аккредитацию испытательных лабораторий, осуществляющих контроль качества нефти. 

В 2019 году было проведено самое масштабное в мире IPO (первичное публичное размещение акций) крупнейшей нефтяной компании Saudi Aramco. К размещению было представлено 3 млрд акций. Цена размещения составила 32 риала за штуку, по верхней границе объявленного диапазона. Объем размещения составил 1,5% акций. В случае реализации полного опциона, стоимость размещения составит $29,4 млрд.

Но для Saudi Aramco, как и для всего мира, этот год запомнится не только масштабным финансовым событием. В сентябре этого года НПЗ компании в Абкаике и Хураисе атаковали беспилотники. Из-за этого добыча нефти в Саудовской Аравии упала вдвое — на 5,7 млн баррелей в сутки, а также атака дронов привела к тому, что более 5% мировых поставок нефти не смогли осуществиться вовремя. Ответственность за нападение взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы, но США обвиняют в атаке Иран.

На протяжении всего уходящего года обсуждались экологические требования Международной морской организации (IMO), которые направлены на уменьшение выбросов. Новые правила вступят в силу с 1 января 2020 года и предполагают сокращение содержания серы в судовом топливе с 3,5 до 0,5 процента. Учитывая неподготовленность многих заводов и судоходных компаний к таким переменам, в новом году зависящие от морского транспорта сектора экономики могут столкнуться с повышением цен на топливо. Эти изменения — начало большой экологической реформы в судовой отрасли. Начиная с 2020 года судовладельцы будут обязаны действовать в рамках масштабного плана по сокращению выбросов парниковых газов как минимум на 50 процентов к 2050 году по сравнению с уровнем 2008 года. 

Уходящий год стал новой поворотной точкой для российского нефтегазового сектора в части налогового маневра, который стартовал в августе 2019 года и завершится к 2024 году. Его целью является снижение давления мировых цен на внутренние розничные цены на нефтепродукты. Так, для бензина компенсация во втором полугодии 2019 года выросла с 60% до 75% и для дизельного топлива — до 70%.

В конце октября 2019 года нефтегазовый рынок следил за колебаниями стоимости акций «Сургутнефтегаза». Акции компании за неделю без официального повода сенсационно подорожали — на 29%, до 46,58 рублей за бумагу. Некоторых аналитики подогревали рост акций прогнозами о возможном приобретении «Сургутнефегазом» 25% доли в капитале «ЛУКОЙЛа» и предстоящем изменением дивидендной политики компании. Однако ничего подобного не случилось, в начале ноября акции «Сургутнефтегаза» пошли на спад.

«Газпром нефть» объявила о возможном изменении дивидендной политики. Правление «Газпрома» 12 декабря одобрило проект, по которому за три года компания увеличит размер ежегодных выплат акционерам до 50% от скорректированной чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчётности. Акции компании в цене не выросли.

Российская нефтегазовая отрасль в этом году начала усердно осваивать и внедрять цифровые технологии на местах добычи.  К примеру, в марте Ростелеком и ЛУКОЙЛ запустили пилотный проект «умная скважина» на Аспинском месторождении в Пермском крае. Датчики, установленные на месторождениях, позволят контролировать нефтедобычу, потребление электроэнергии, состояние окружающей среды, а также вести видеонаблюдение. Кроме того, ученые Казанского Федерального Университета (КФУ) научились применять искусственный интеллект для вычисления месторождений с эффективной добычей. Учеными предложили новые способы выбора существенных характеристик, позволяющих повысить точность предсказания, а также качество диагностики неисправностей.

 

 

Все тексты автора — Валерия Кузнецова

Валерия Кузнецова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *